Наступление российской оккупационной армии в районе Золотого, начавшееся утром 18 февраля, отнюдь не случайный инцидент. Все гораздо хуже: это заранее продуманная операция, преследующая не только военные, но и политические цели.
Может показаться нелогичным, что оккупанты повели наступление в районе Золотого Луганской области, где в конце октября было осуществлено разведение сил. Дескать, это осложнит или сделает вообще невозможным новый этап разведения. Напомним, что на саммите нормандской четверки в Париже 9 декабря было договорено согласовать три дополнительных участка разведения, которое должно состояться до конца марта 2020 г. И с тех пор идет процесс согласования. 15 февраля Владимир Зеленский, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, объявил об инициативе украинской стороны о разведении по так называемому секторальному принципу. «Согласно ему линия разграничения разбивается на сектора и осуществляется постепенное разведение сил и средств», – пояснил он.
Однако это логика Банковой – ах, если мы будем говорить о желании мира и предлагать шаги к миру, то Путин уже не будет наступать. А логика Кремля противоположна: ха, если Зеленский говорит о желании мира и предлагает шаги к миру, то самое время наступать, чтобы добиться от него максимальных уступок.
И, разумеется, с военной точки зрения логичней всего наступать именно на одном из участков разведения, где украинские войска ослабили свои позиции. Задача этой локальной военной операции – напугать Банковую перспективой дальнейшего обострения ситуации на фронте, отступления украинских войск, большого числа погибших, раненых и попавших в плен, что было бы политической катастрофой для Зеленского, который уже второй год (с момента начала предвыборной президентской кампании) кормит украинцев обещаниями скорого мира.
Пять политических целей Путина
Можно назвать несколько политических целей, которые преследует Кремль этим наступлением. Во-первых, это добиться от Киева согласия на прямые переговоры с Донецком и Луганском. Подчеркнем, что это важно Кремлю не только для того, чтобы унизить лично Зеленского, но и для того, чтобы доказать, что на Донбассе нет российской агрессии, а есть гражданская война. Это прямой путь к отмене Западом санкций, наложенных на Россию за невыполнение минских договоренностей, после чего уже и сами эти договоренности можно будет свернуть в трубочку и выбросить. А Киеву останется или соглашаться на все хотелки Кремля, озвученные кремлевскими марионетками в Донецке и Луганске, или получить отягощенный абхазский сценарий. Имеется в виду признание Россией фейковых «ДНР» и «ЛНР», установление с ними дипотношений и легальное оказание им военной помощи. По сравнению с абхазским этот сценарий будет отягощен тем обстоятельством, что фейковые республики претендуют на всю территорию Донецкой и Луганской областей Украины. И это значит, что никакого мира не будет, а будет война.
Во-вторых, у Путина сейчас проблемы с рейтингом, поэтому ему нужно продемонстрировать россиянам какие-то большие успехи на украинском направлении. Зеленский уже пообещал в Мюнхене совместное патрулирование, в котором будут участвовать «как украинцы, так и представители временно оккупированных территорий, так и ОБСЕ». На 19 февраля анонсирована презентация в Киеве Национальной платформы примирения и единства. Теперь Кремль имеет возможность рассказывать россиянам, что Москва уже начала выдавливать из Киева существенные уступки. И что у Зеленского сейчас нет другого выхода, кроме как и дальше уступать Путину.
В-третьих, оккупанты начали наступление именно вчера, потому что именно на 18 февраля Россия созвала Совет безопасности ООН. Заседание будет открытым с участием представителей ОБСЕ, оно приурочено к пятой годовщине вторых Минских соглашений, которые были достигнуты 12 февраля 2015 г. Заявленная цель – анализ выполнения Минска-2. Обострение ситуации на фронте нужно России для того, чтобы представить это как следствие нежелания Украины выполнять свои обязательства.
В-четвертых, это наступление имеет целью еще и деморализовать украинское общество. Подчеркнем, что в этот день шесть лет назад начался самый трагический и кровавый этап Революции достоинства – вооруженные силовики начали расстреливать митингующих. В течение 18-20 февраля 2014 г. в центре Киева погибли около 100 человек, несколько десятков пропали без вести, более тысячи получили ранения, а сотни были арестованы и подвергнуты пыткам. Традиционно в эти дни украинцы поминают Небесную сотню, а власть отчитывается о расследовании тех событий и наказании виновных. Наступлением под Золотым Кремль создает новую трагедию украинцам, чтобы они не вспоминали о том, что было шесть лет назад.
А в-пятых, этим наступлением оккупанты хотят еще более расколоть украинское общество. Противопоставить украинских патриотов и Банковую. Добавить яда в дискуссию между «воинствующим меньшинством» и «миролюбивым большинством». В идеале – добиться реальной гражданской войны в Украине.
Что должен сделать Зеленский
Может ли поломать эти планы Путина президент Украины? Конечно, такие возможности у Зеленского есть.
Нужно дать Путину результат, обратный ожидаемому. Кремль хотел напугать Киев и сделать его уступчивей? Получи наоборот: никаких уступок не будет, даже тех, на которые мы были готовы пойти раньше. Это означает, что мы отказываемся выполнять путинский ультиматум о прямых переговорах с Донецком и Луганском, приостанавливаем разведение войск, откладываем старт Национальной платформы примирения и единства, ставим на паузу все прочие инициативы Киева, идущие навстречу пожеланиям Москвы.
При этом Киев должен потребовать проведения встречи министров иностранных дел стран нормандской четверки для консультаций в связи с выходом России из переговорного процесса. А заседание Совбеза ООН должно быть использовано Украиной и ее союзниками для того, чтобы предоставить новые доказательства российской агрессии на Донбассе и призвать мировое сообщество к новым санкциям против России.
Наконец, во внутренней политике Зеленский имеет возможность показать себя сильным игроком. Для этого он и его команда должны развернуть большую агитационную работу, разъясняя украинцам через все каналы (от телеэфира до соцсетей), что россияне нарушают договоренности и доверять им нельзя, пока они не проявят доброй воли к миру.
А самое плохое, что может сделать Зе-команда, – заявить, как это уже делает ряд телеграм-каналов, что либо Москва соглашается на наши условия, либо мы выходим из Минска. Объявление Киева о выходе из минских договоренностей – это будет неоценимым подарком Кремлю, особенно к заседанию Совбеза ООН, посвященному вопросу о выполнении этих самых договоренностей. Если Зеленский сделает это, то тем самым он даст Путину все козыри. Украина сама представит себя нарушительницей обязательств. Запад будет вынужден снять с России санкции (поскольку они наложены в связи с невыполнением Россией минских договоренностей, а Украина сама из этих договоренностей вышла). И дальше перед Путиным откроется широчайшая полоса возможностей, где захват всей территории Донетчины и Луганщины – еще даже не самый радикальный вариант.
Юрий Вишневский / Деловая столица