п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Новое направление атаки: Сумеет ли Будапешт рассорить Киев с ЕС В Венгрии, похоже, приняли решение перейти к имитации примирения с Украиной, переведя при том давление на Киев с двусторонних отношений между государствами в плоскость взаимодействия между Украиной и ЕС

Еще несколько дней назад перспективы украинско-венгерских отношений представлялись если не радужными, то, по крайней мере, заметно более оптимистичными, чем за длительное время предыдущих лет конфликта между Киевом и Будапештом.

Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто говорил с вице-премьером Дмитрием Кулебой о вероятной встрече на высшем уровне – которая, по мнению многих экспертов, является едва ли не единственным способом достичь заметного дипломатического прорыва.

Также речь шла о реанимации уже семь лет как мертвой межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. И о необходимости строить новые пропускные пункты на границе.

При этом о предпосылках в виде радикального изменения действующих украинских законов об образовании речь не то, чтобы не шла – Сийярто намекал на необходимость пересмотра некоторых норм, в частности, об обязательном преподавании на украинском языке части предметов в старших классах. Но заявления главы венгерского МИД выглядели скорее как пожелания, чем как ультиматумы – к которым он прибегал на протяжении многих предыдущих лет.

И вот на этом позитивном фоне вчера стало понятно, что Будапешт не отказался от жесткого давления на Киев, а просто изменил способ реализации своей стратегии, поскольку комиссар ЕС по вопросам политики соседства и расширения венгр Оливер Варгеи заявил, что в своем заключении о соответствии украинского законодательства ценностям ЕС он планирует руководствоваться не какими-то юридическими доктринами, а исключительно оценкой украинских законов представителями этнических меньшинств. Собственно говоря, встреча с представителями национальных групп с Варгеи состоится уже в ближайшие дни.

Не сложно догадаться, что оценка венгерского меньшинства будет при этом очень, очень тщательно зафиксирована и обработана. Как, наверное, не является тайной и тот факт, что представители венгерского меньшинства недовольны образовательной реформой и потребуют отмены языковых норм закона «Об образовании». Их мнение, при посредничестве комиссара ЕС Варгеи, легким движением руки превратится если и не в официальную позицию Брюсселя – то, по крайней мере, влиятельный элемент европейской оценки состояния дел в Украине. И никакие выводы Венецианской комиссии относительно норм украинского законодательства данную ситуацию не изменят.

При том подобный маневр венгерского еврокомиссара никоим образом не отменяет возможности определенной нормализации отношений между Киевом и Будапештом. Встреча на высшем уровне, развитие экономического сотрудничества – все это является вполне реалистичными целями на ближайшие месяцы. Тем более что и сам еврокомиссар в процессе встречи с украинским президентом концентрировался на оптимистичных ожиданиях относительно будущего сотрудничества.

Однако вся эта ситуация, в общем, наталкивает на мысль, что те антиукраинские выпады, которые до сих пор формулировал и озвучивал глава венгерского МИД Петер Сийярто, сейчас будет реализовывать еврокомиссар Варгеи. И количество вреда от них не уменьшится, а скорее наоборот.

Более того, отказ от практики определенной внешней экспертизы украинского законодательства, которую до сих пор осуществляла Венецианская комиссия, и оценка нашего законодательства на основе «реакции этнических меньшинств» – которые будут представлены финансируемыми из Будапешта организациями закарпатских венгров – все это даст возможность для более широких манипуляций.

А хаос, который сейчас существует в отношениях с Венгрией, может в той или иной степени повлиять и на связи Украины с ЕС в целом.

В сложившейся ситуации остается надеяться, что встреча Зеленского и Орбана все-таки снимет хотя бы часть имеющихся противоречий. Поскольку надеяться на то, что действующее руководство МИД сможет сформировать действенную стратегию дипломатического противодействия Венгрии как-то не очень получается.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим