субота, 7 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Налог на Google: Зачем Украине обижать Трампа После введения налога на онлайн-сервисы, интернет-гиганты в Украине будут действовать по-разному

Желание обложить налогом популярные международные онлайн-сервисы кочует из одного законопроекта в другой. Вероятно, в этом году получится: в парламенте обещают не затягивать.

Не пройдет и полгода

В Верховной Раде готовятся к рассмотрению законопроекта №2634, который предлагает ввести налог на добавленную стоимость в размере 20% на электронные услуги, предоставляемые физическим лицам компаниями-нерезидентами Украины, такими как Google, Facebook и Netflix.

Ранее этот налог появлялся в проекте закона о СМИ, который фракция партии «Слуга народа» презентовала 12 ноября. Теперь же подобная инициатива перешла от комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики в комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Соответственно, автор нового законопроекта — председатель комитета Даниил Гетманцев из «слуг».

По его словам, пока дата рассмотрения не определена, так как законопроект был подан недавно (19 декабря), и заинтересованные стороны еще готовят заключения к нему. На вопрос, могут ли принять документ в ходе третьей сессии (то есть до 17 июля), Гетманцев ответил: «Пока не знаю. Мы не можем сказать, что этот законопроект является приоритетным для нас, но медлить с ним также, по моему мнению, не стоит».

Разработчики документа предлагают дополнить Налоговый кодекс нормами, определяющими порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, поставляемых нерезидентами физическим лицам в Украине. В пояснительной записке сказано, что деятельность компаний-нерезидентов, предоставляющих цифровые услуги, сейчас не облагается налогами, что приводит к потерям госбюджета и создает неконкурентную среду для компаний-резидентов, которые такой налог платят.

С конкуренцией, конечно, аргумент сомнительный: вряд ли уравнивание налогов позволит вырастить «украинский Google» или превратить киностудию им. Довженко в конкурента Netflix.

Но в целом аргументы за введение налога небезосновательны. Гетманцев, продвигая законопроект, предложил задаться несколькими вопросами. Например, почему рекламные и информационные услуги, оказываемые резидентами внутри страны, должны облагаться НДС, а услуги, предоставляемые мировыми гигантами в Украине, — нет? Почему бюджет воюющей страны должен отказываться от дополнительных поступлений от обложения сервисов, не являющихся товарами первой необходимости? Почему Украина должна отказываться от механизма, успешно действующего в странах ЕС, Турции, Норвегии, Швейцарии, Японии, ОАЭ и других странах?

Действительно, ничего необычного в предложении нет: налогообложение видеосервисов по продаже контента типа Megogo, Netflix и YouTube, как и разных платных онлайн-сервисов, практикуется, кроме ЕС, и в РФ, и в Беларуси — то есть почти всеми соседями Украины. К тому же готовящийся документ предусматривает имплементацию в украинское законодательство налоговых норм ЕС. Еще один фактор: платящим налог правообладателям проще бороться с пиратством.

Соседский опыт

В Беларуси иностранные компании с 1 января 2018 г. платят НДС (20%) при оказании услуг потребителям-физлицам. Сборы за первый год скромные — около 175 млн грн, но динамика поступлений обнадеживает. Налог, который плательщики прозвали «налогом на Google», касается не только поискового гиганта, но многих компаний и их услуг. Смысл его в том, что иностранные компании, которые оказывают цифровые услуги физлицам на территории Беларуси, должны зарегистрироваться в белорусских налоговых органах и уплачивать НДС. Первыми это сделали, несмотря на малый объем белорусского рынка, Netflix, Google, Airbnb и другие гиганты. По словам местных налоговых юристов, международные компании обращались к ним за разъяснениями о том, попадают они или нет под налог, то есть сами хотели соблюдать законодательство.

Требование платить налог распространяется на сервисы, которые предоставляют услуги подписки, — это касается не только музыкальных и видеосервисов (Apple Music, Netflix), но и сайтов газет, которые распространяют контент по платной модели. Покупка пространства в облачном хранилище тоже подпадает под налог.

Компаниям необязательно открывать в Беларуси свои представительства и вообще как-то присутствовать: все можно делать удаленно, достаточно стать на учет в налоговом органе страны. Налоговая присылает логин и пароль от личного кабинета, через который будет вестись вся работа. Но упущен вопрос учета проданных услуг и контента: налоговики признают, что им приходится полагаться на добросовестность интернет-компаний. 20%-ный налог уплачивается раз в квартал.

Украина между ЕС и США

После введения налога на онлайн-сервисы, интернет-гиганты в Украине будут действовать по-разному. Например, мы покупаем музыкальный альбом в Google Play Music. Google может вложить стоимость налога в цену товара — альбом подорожает для нас на 20%. Либо компания может уменьшить свою маржу, не меняя цену товара. Наконец, бремя расходов может быть возложено на правообладателя — доход музыкального лейбла или артиста от продажи альбома станет меньше.

Правда, есть некоторая опасность рассориться с американцами. Совсем недавно президент США досрочно покинул экономический форум в швейцарском Давосе. Так он выразил несогласие с желанием Евросоюза ввести налог для американских IT-гигантов. Эта мера обяжет такие корпорации, как Google, Facebook и Amazon перечислять в бюджеты европейских стран 3% от своей выручки на их рынках.

Речь идет об инициативе правительства Франции о налогообложении транснациональных IT-гигантов, таких как Google, Amazon, Facebook и Apple. Обратим внимание: речь тут идет не о взимании НДС — он в Европе с цифровых товаров взимается и сейчас, а в Украине еще только будет, — а о дополнительном налоге на выручку. Так европейцы хотят немного ослабить американских гигантов в пользу своих компаний.

Как заявил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр, законопроект вынесут на рассмотрение до конца февраля; налог затронет все компании, которые предлагают цифровые услуги и имеют оборот более 750 млн евро по всему миру и 25 млн евро во Франции. Также Ле Мэр назвал налогообложение Google, Amazon, Facebook и Apple вопросом справедливости. Предполагается, что новый налог будет пополнять бюджет Франции на 500 млн евро в год. Трамп же заявил, что облагать налогами американские предприятия могут только сами США.

Так что Украина оказывается перед непростым выбором: то ли следовать в русле европейской налоговой политики, но рисковать обидеть Штаты — то ли не расстраивать Трампа, но тогда будут сложности в унификации нашего налогового законодательства с европейским.

И еще один момент. Многие люди, когда слышат или читают выражение «налог на YouTube», думают, что средства будут брать с них — скажем, если они сами размещают там ролики и получают деньги за рекламу. Но это не так: этот закон относится только к самим онлайн-сервисам. А наш гражданин, получающий доход от своих видео на том же YouTube, должен будет только заплатить налог на доходы физлиц, впрочем, как и сейчас.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим