Заявление руководителя главного управления по вопросам миграции российского МВД Валентины Ковалевой о том, что в недрах ее ведомства готовится ряд законопроектов, призванных упростить обретение российского гражданства для граждан Украины, Беларуси и Молдовы – в частности, их предлагается освободить от собеседования, которое в настоящее время осуществляется для признания их «носителями русского языка» – конечно, вызывает закономерное возмущение.
Поскольку расширение круга украинцев, которые могут без проблем получить российское гражданство, можно расценить как демонстрацию агрессивной демографической и миграционной политики со стороны нашего заклятого соседа. Не то, чтобы особо болело сердце за сограждан, которые все еще хотят российского гражданства. Но с дипломатической точки зрения жест, в случае принятия предложенных российским МВД проектов (сомневаться в чем особенно не приходится), получится откровенно провокационным. Потому что, даже по канонам доктрины «русского мира», «защищать» Россия собиралась именно русскоязычных, а не совсем уж всех подряд.
С другой стороны, вся история дает несколько поводов для оптимизма. Во-первых, готовность российских чиновников упрощать процедуру получения российского гражданства свидетельствует о том, что сейчас слишком большой очереди желающих у них нет – что бы там не заявляли российские чиновники о «миллионах претендентов». В противном случае упрощать правила никто бы не стал.
А другой повод для оптимизма дает тот факт, что «упрощение» касается, в первую очередь, языка. Потому что если расчет идет на претендентов, которые не знают русского языка в достаточном объеме даже для прохождения формального собеседования с полицейскими чиновниками (начальница которых и сама делает грубые речевые ошибки в интервью для российского издания), то речь идет о младшем поколении, которое никогда не училось в школах с обязательным изучением русского.
Только люди, которые учились в школе во второй половине 90-х, могут хотя бы теоретически «завалить» языковое собеседование. Это означает, что демографический ресурс «советских людей» уже в значительной степени исчерпан. Начинается охота на тех, кому меньше 30-35 лет.
И здесь кроется очевидная слабость российской демографической политики. Поскольку подобным молодым людям – и не только из Украины, но и из Беларуси и Молдовы, Москве, по большому счету, нечего предложить. Украинцам и белорусам не сложнее выучить польский, чем русский. У молдаван не возникнет особых проблем с румынским.
И, самое главное, для всех этих людей Россия – это абсолютно чужая для них страна. Во многих случаях – откровенно враждебная. Которая при том не способна предложить заработков, не то что более высоких – а даже сравнимых с теми, которые они могут получить в Европе. Поэтому, скорее всего, никакое «упрощение процедур» российским чиновникам не поможет. Россия, начав военную агрессию и все сильнее отставая в экономической гонке, теряет не только имперский блеск, но и привлекательность для тех, кто никогда не жил в СССР. Что автоматически обнуляет шансы на любой сценарий реинкарнации этого геополитического монстра.
Тарас Паньо / Depo.ua