четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Запуск «Турецкого потока»: Почему Путин с Эрдоганом «забыли» о крымских татарах и войне в Ливии Москва и Анкара имитируют экономическое сотрудничество и братские отношения на фоне разногласий по большинству геополитических вопросов и вполне возможного начала прямого военного конфликта

Помпезный запуск и без того уже запущенного «Турецкого потока» должен был стать геополитическим триумфом Путина. Еще бы – четыре руководителя государств, а кроме Путина и его турецкого коллеги Эрдогана, на событии присутствовали еще и премьер Болгарии Бойко Борисов и президент Сербии Александр Вучич, должны были в торжественной обстановке дать старт амбициозному геополитическому проекту российской ресурсной экспансии в Южную Европу и западную Азию.

Где-то до некоторой степени этот триумф и был реализован. Пусть и в несколько карикатурном виде. Российские чиновники рассказали, сколько тысяч труб было уложено и на какой глубине. Турецкие чиновники с восточным красноречием заявили, что «Турецкий поток» является «исторической надписью, оставленной в глубине Черного моря», а реализации его помогло только «вдохновение двух президентов», благодаря которому Турция получила статус «первополучателя газа».

После чего руководители четырех государств дружно схватились за красный газовый вентиль, прикрепленный к куску трубы, который лежал просто на столе в конференц-зале и явно вел из ниоткуда в никуда, и дружно его повернули, демонстрируя слаженную командную работу. На том ключевое событие было завершено.

Впрочем, во всей этой истории, наверное, не так уж и важно, о чем говорили президенты России и Турции. Или говорили, но ни с кем не поделились. Поскольку Путин прилетел к Эрдогану на день раньше (что с президентом России случается крайне редко), а от любого общения с прессой руководители России и Турции категорически отказались. Тут понять их не сложно. Поскольку практически любой вопрос, который могли бы задать журналисты, стал бы для Путина и Эрдогана неприятной ловушкой. И вообще мог бы испортить торжественное настроение.

Первым и очевидным для всех западных СМИ был бы вопрос о том, как собирается вести себя Турция в случае, если США начнут военную операцию против Ирана. Ведь устав НАТО обязывает Анкару поддержать Вашингтон. Да и без любого устава Эрдогана трудно назвать фанатом Тегерана. Но говорить о поддержке операции США против Ирана в присутствии российского коллеги турецкому президенту было бы как-то неудобно.

Вторым и не менее обидным стал бы вопрос о состоянии дел в Ливии. Куда давно уже прибыли сотни российских наемников, которые поддерживают наступление инсургента Халифы Хафтара против законного правительства, и куда неделю как начали прибывать турецкие бойцы. Которые, по официальной легенде, совсем не будут воевать, а только тренировать войска законного правительства. Очевидно, что столкновение российских «ихтамнетов» с турецкими «тренерами» является вопросом считанных недель, если не дней.

Третьим вопросом могла бы стать ситуация вокруг сирийского Идлиба, куда ведут наступление силы Башара Асада при поддержке российской авиации и где гибнут дружественные Турции мусульмане. Часть которых делает все возможное, чтобы правдами и неправдами добраться до Турции в качестве беженцев. Что вряд ли сильно упрощает жизнь Анкаре.

А если чисто гипотетически предположить, что на подобной пресс-конференции присутствовали бы украинские СМИ, то они бы поставили еще один не менее досадный вопрос относительно того, что накануне встречи Путина с Эрдоганом шеф турецкого МИД Мевлют Чавушоглу обещал своему украинскому коллеге Вадиму Пристайко, что турецкая сторона во время визита президента России обязательно будет обсуждать проблему деоккупации Крыма и освобождения всех незаконно удерживаемых украинцев на России и оккупированных территориях. В первую очередь, очевидно, речь шла о крымских татарах, которые получили на России совершенно нечеловеческие сроки заключения за участие в полностью вымышленных «экстремистских и исламистских организациях». Этот вопрос Эрдоган с Путиным обсуждали 16 декабря. Не исключено, что он и в самом деле поднимался вчера.

Но, судя по тщательному молчанию турецкой стороны, Москва, выпустив два года назад Чийгоза и Умерова, явно не спешит освобождать еще около сотни крымскотатарских пленников.

А вообще складывается впечатление, что, бурно имитируя сотрудничество в сфере газового транзита, который, к слову, тоже не слишком выгоден (в связи с теплой погодой «Турецкий поток» загружен менее чем наполовину), Москва и Анкара движутся в сторону неизбежного конфликта. Поскольку их интересы во всех сферах – Сирии, Ливии, американо-иранского конфликта, освобождения крымских татар – являются диаметрально противоположными. И сколько бы Путин с Эрдоганом не крутили один вентиль, конфронтации им не избежать.


Наша Рада
Поділіться цим