Трагический рейс PS752 украинского самолета из столицы Ирана длился недолго. Считанные минуты. Пожар на борту самолета – по предварительным данным иранской стороны, в одном из двигателей – привел к тому, что машина обжигающим факелом пошла вниз, где и взорвалась. Без малого две сотни граждан Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании, сев в самолет в конце ночи, так и не дожили до восхода Солнца.
На первый взгляд, речь идет о трагической, но, к сожалению, уже привычной странице в авиационной истории. Больно и обидно, но такое случается. Катастрофа произошла буквально над головами тысяч людей – что подтверждают любительские видео с земли. Которые, в целом, являются подтверждением версии иранской стороны о пожаре в двигателе. Жаль, но ничего не говорят о причинах катастрофы. Пока что.
Казалось бы, в контексте этой трагедии вопросы, и это в первую очередь, могут возникнуть к компании – эксплуатанту самолета, который загорелся за считанные минуты после взлета, и к аэродромным службам, действия которых, чисто гипотетически, могли стать причиной катастрофы. Ну, и к квалификации пилотов, которые, правда, уже заплатили свою наивысшую цену за вероятные ошибки. Нет сомнения, что подобные вопросы возникнут как у украинской, так и у иранской стороны, и, будем надеяться, что следствие даст на них исчерпывающие и достоверные ответы.
Никаких политических или вопросов безопасности в этом деле и не присутствовало бы. Если бы не несколько «но». Первое из которых заключается в том, что Иран сейчас хоть и не начал «конвенционных» военных действий против США, но, фактически, их ведет, проводя достаточно массированные обстрелы американских военных баз на территории Ирака. Второй вопрос – точнее, поразительное совпадение – заключается в том, что федеральная авиационная администрация США за несколько часов до трагедии запретила невоенным американским самолетам осуществлять полеты в воздушном пространстве над Ираком, Ираном, водами Персидского и Оманского заливов.
«Закрыть воздушное пространство» над Ираном, как писали некоторые СМИ, эта организация не могла в силу очевидных причин – ее юрисдикция распространяется только на американские авиакомпании. Более того, немало неамериканских авиационных компаний еще продолжали осуществлять полеты над Ираном – и делают это или до сих пор, или же прекратив полеты не после американского предупреждения, а после падения украинского «Боинга». При таких условиях со всей неизбежностью на информационную авансцену выходят слухи о том, что «самолет упал не просто так».
Одним из первых «версию о ракете» запустил, кажется, иорданский телеканал Al-Hadath. Несмотря на специфические отношения Иордании с Ираном, версия о том, что иранские военные «случайно» сбили украинский пассажирский самолет, представляется вполне выгодной для Аммана – безразлично, что ее не подтверждают никакие факты. А дальше конспрологические теории уже зажили своей собственной жизнью в соцсетях, порождая все новые и новые выдумки. Из темных углов вылезли диванные «эксперты», которые уже даже следы от поражающих элементов на хвосте украинского самолета разглядели. А заявления иранских чиновников о том, что все «ракетные версии» – это чистый бред, только подогрели градус подозрений.
В свою очередь факты заключаются в том, что воздушное пространство Ирана сейчас контролируется чуть ли не лучше всего в мире. За ним внимательно приглядывают США, не исключая массированного вылета баллистических или крылатых ракет – поскольку «винтажную» авиацию Тегерана в Вашингтоне вряд ли воспринимают всерьез.
За ним не менее внимательно следят сами иранцы, опасаясь – и не без оснований – возможного прилета американских беспилотников, американских крылатых ракет, или чего угодно еще. За этим пространством внимательно присматривают россияне, которые нафаршировали Иран своими комплексами ПВО – и, официально или не очень, имеют доступ в реальном времени к данным, которые эти комплексы получают.
Ни одна из сторон, которые реально имеют средства радиоэлектронной и радиолокационной разведки в регионе, не сказала ни слова о ракетной атаке. Даже не смотря на тот факт, что интересы США, России и Ирана в этой ситуации радикально расходятся. Что подталкивает к простому выводу. Самолет упал или из-за технической неисправности, или из-за ненадлежащего аэродромного обслуживания, или по трагической ошибке пилотов.
А все, кто всерьез отстаивает «ракетную» версию, делают это либо из-за каких-то собственных интересов, либо из-за желания «срубить лайчиков в соцсетях». Интересы в этой истории могут иметь силы, которые хотят «втихую» поссорить Украину с Ираном. В данном случае речь может идти о монархии Персидского залива – или же их сателлитах. Еще определенный интерес в «ракетной» версии могут иметь лица, каким-то образом причастные к реальной причине авиакатастрофы – то есть к техническому состоянию самолета или его аэродромного обслуживания. И готовясь «расшарить интересный пост на эту тему, украинцам следует помнить, что подобным образом они подыгрывают этим незнакомым – и, наверное, не очень хорошим людям. Не говоря уже о том, что хайп на теме чьей-то смерти – не лучшее занятие в любое время года, не говоря уже о Рождестве.
И лучшее что сейчас можно сделать – это дождаться результатов расследования, в котором, скорее всего, будут принимать участие как украинские и иранские следователи, так и международные эксперты из ИКАО и европейских стран. Поскольку причины, по которым загорелся практически новый «Боинг» МАУ – это действительно тайна. Раскрыть которую, впрочем, могут эксперты по авиационной безопасности на месте происшествия, а не «диванная аналитическая сотня». А еще, наверное, стоит помолчать с полминуты, думая о судьбе тех, кто не долетел…
Тарас Паньо / Depo.ua