Пережив в 2019-м перезагрузку президентской, парламентской и правительственной вертикалей, Украина входит в 2020-й с существенным перечнем вызовов, которые придется преодолевать как властям, так и обществу. Несколько нетрадиционные способы управления государством и его экономикой, что их исповедует избранная и назначенная власть, вынесли на поверхность новые риски в виде спорной земельной реформы, грандиозных бюджетных дыр, необычной избирательной системы и безудержного улучшения отношений с Россией. Depo.ua анализирует тренды 2020 года и пытается представить, какие итоги мы будем подводить в декабре следующего года.
Гривна и бюджет
Новый украинский премьер-министр Алексей Гончарук в новогоднем президентском поздравлении несколько раз продекламировал мало для кого из украинцев понятное понятие «макроэкономическая стабильность». Звучало это так, будто премьер определил для себя это направление деятельности как главное и берет себе лавры сохранения этой стабильности.
Между тем назвать прошедший год годом стабильной национальной экономики трудно. Потому заканчивали декабрь мы с многомиллиардной дырой бюджетного дефицита, закрученным вниз курсом национальной валюты и стремительным падением промышленности и ВВП.
Макроэкономическая стабильность, по определению, это состояние национальной экономики, когда совокупный спрос и совокупное предложение, производство и потребление являются сбалансированными, то есть существует пропорциональность между ресурсами и их использованием. Но состояние, в котором мы закончили прошлый год, вряд ли можно охарактеризовать как «сбалансированное». И очевидно, что эти процессы продолжатся в следующем году.
Из того, о чем отчитываются чиновники, сейчас мы можем быть уверенными, что политика крепкой гривны будет продолжаться. Правительство и Нацбанк сдерживанием инфляции будут стимулировать наше потребление: низкая гривна определяет более низкие цены на импортный товар. «Гонка за плазмами» также будет подогреваться ростом кредитования, пузырь которого будут накачивать в 2020 году.
В короткой перспективе это позволит создать картинку, когда граждане станут богаче, поскольку за счет кажущегося увеличения доходов и кредитов начнут обрастать потребительским жирком – именно так, как того хотел кандидат в президенты Владимир Зеленский.
Зато обратной стороной такой политики будет дальнейшее падение отечественного промышленного производства – в первую очередь экспортно ориентированного. Ведь крепкая гривна против иностранных валют снижает доходы от экспорта из-за падения конкурентоспособности. Это давит, соответственно, на объемы производства внутри страны, снижает поступления от налогов и занятость населения в производстве.
Рабочие места и собственное производство
Особенно такие негативные тенденции будут проявляться в агропромышленном секторе, который постепенно превращается во флагмана экспортной сферы, вытесняя оттуда металлургов, химиков и других создателей добавленной стоимости. По словам экс-министра экономики Богдана Данилишина, индекс сельскохозяйственной продукции в ноябре 2019 года упал на 8,5% по сравнению с ноябрем 2018 года, что является антирекордом с 2014 года.
Власть на это отвечает планами нивелировать падение производства за счет опять же новых кредитов. Но наполнение производителей кредитными деньгами является не очень эффективным способом повысить их конкурентоспособность на внешних рынках.
Эксперт Алексей Кущ считает, что рисками, которые будут давить на экономику в негативном смысле, будет продолжение построения «пирамиды ОВГЗ», когда государство делает заимствования у иностранцев по слишком высоким процентам. Доводя долю спекулятивного финансового иностранного капитала до 150-200 миллиардов гривен. В конце концов, считает Кущ, все это приведет к рукотворному кризису – увеличению бюджетного дефицита, в результате чего могут пострадать уже незащищенные статьи, с учетом падения промышленности будет падать реальная зарплата украинцев.
Внести сумятицу во взлелеянную Гончаруком «макроэкономическую стабильность» также непременно попытается ожидаемый во втором полугодии мировой экономический кризис, который вызовут проблемы в экономиках США и Китая. Для Украины этот «чих» может вылиться в катастрофические последствия с падением ВВП и курса гривны, а также со значительным пополнением числа безработных – как тех, которые потеряют работу здесь, так и тех, которые вынуждены будут возвращаться с заработков из-за потери работы в Европе.
Рынок земли
Запланированное окончательное открытие Верховной Радой рынка земли создаст определенное напряжение.
Очевидно, что у Зеленского решили дожать этот вопрос уже в январе, поскольку «под елку» парламентский аграрный комитет, дождавшись политического праздничного затишья, утвердил тот самый противоречивый проект закона о земле, о который ломаются копья уже несколько месяцев.
Похоже, что «компромисс», который обещал президент, оказался с некоторым перекосом в сторону аграрных баронов, чьи интересы отстаивают глава президентского офиса Андрей Богдан и его ставленник, руководитель того самого комитета и автор того самого законопроекта Николай Сольский. Выгода этих крупных игроков рынка в том, что они будут иметь определенный «льготный» период, во время которого смогут скупать землю по низким ценам. Ведь прямых конкурентов, которые могли бы создать ажиотаж и поднять цены, похоже, от рынка пока отодвинут.
Как отодвинут и отечественных мелких и средних фермеров, которые просто не смогут участвовать в рынке из-за отсутствия собственного денежного ресурса и доступа к кредитным деньгам. И даже за 1000-1500 долларов за гектар, что можно считать низкой ценой, они вступить в игру не смогут.
Следствием такой ситуации станет окончательное сосредоточение крупных земельных банков в руках отдельных аграрных олигархов. Этот процесс будет продолжаться незаметно, и внезапных громких сделок ожидать не стоит. Но через пару лет окажется, что основная масса земли, которая находилась в собственности государства, а также у крестьян в виде паев, перетекла в руки крупных игроков. Которые так или иначе являются зависимыми от крупного иностранного капитала, а поэтому вопрос прописки нового владельца того или иного участка будет чисто формальным.
Местные выборы
Предновогодние провалы правящей партии «Слуга народа» обнажили существенную проблему, с которой столкнется команда Зе на предстоящих местных выборах. Франшиза Зеленского, которая так успешно сработала во время парламентских выборов летом 2019 года, оказалась недейственной на местах.
Неуспех «Слуги народа» на выборах в объединенных территориальных общинах выявил довольно печальную для партии власти и всей президентской команды перспективу – они вполне могут «пролететь» на местных выборах в 2020 году. Ведь методом блицкрига взять регионы, как летом была взята Верховная Рада, похоже, не удастся. А без большинства в местных советах и ОТО говорить о тотальной вертикали новой власти не будет смысла.
Но потеря такого существенного куска власти явно не входит в планы команды. Поэтому там, похоже, решили эту гору обойти и двигаться простым путем закручивания гаек – выстраивания вполне централизованной системы государственной власти, когда роль самоуправления и местных советов заметно снижается, а сами они оказываются под тотальным контролем Центра.
Инструментом централизации власти, как это ни смешно, станет децентрализация – именно под этой маркой будут внедрять реформу, которая даст Киеву рычаги управления регионами. Согласно президентскому проекту изменений в Конституцию, который сейчас находится на рассмотрении парламента, областные и окружные советы, которым обещали самостоятельность и больший набор полномочий, будут подвешены на крючок – благодаря нескольким механизмам контроля со стороны президента и его префектов вся самостоятельность местного самоуправления становится не более, чем красивой оберткой. А реальная власть будет у главы государства и его наместников.
Выборы президента США
Как и прогнозируемый мировой экономический кризис, выборы президента США в 2020 году станут одним из мощнейших факторов нестабильности, который будет привнесен в Украину извне.
Роль, которую наша страна сыграла в прошлых выборах, оказалась весьма сомнительной. Ведь приверженность к Хилари Клинтон большей части украинского истеблишмента включительно с высшими должностными лицами государства превратила победу Трампа в чуть ли не национальную трагедию, которую нам приходится разгребать до сих пор.
Украинский кейс на предстоящих американских выборах также рассматривается как один из определяющих. Так, американские демократы, которые хотят поражения Трампа, активно используют разговор Зеленского с американским лидером как повод для импичмента и давления на рейтинг действующего главы США. Вместо этого республиканцы и ближайший соратник Трампа Рудольф Джулиани выискивают в Украине доказательства коррупции Джо Байдена, который является вероятным соперником действующего президента.
В Украине также происходит своеобразный водораздел на сторонников того или иного американского лагеря. Одни делают ставку на Трампа и с этим связывают свое политическое будущее. Другие – ориентируются на демократов и одного из их крупнейших спонсоров, Джорджа Сороса, который уже давно работает на формирование своих групп влияния в Украине.
Поэтому от результатов выборов в США во многом будет зависеть будущий украинский политический ландшафт. Ведь проигрыш Трампа резко снизит цену акций тех украинских игроков, которые помогают Джулиани с поиском компромата и Байдена. И наоборот, поражение демократов станет фактором снижения влияния в Украине создаваемых Соросом институтов.
Минские договоренности
Очередная «нормандская встреча», которая должна состояться весной, является важной отправной точкой к полноценному запуску мирного процесса на Донбассе. Кроме очередных трех точек разведения сил, от Украины ожидают вмонтирования «формулы Штайнмайера» в законодательство, а также законодательных изменений относительно амнистии. Без этого никакого прогресса не будет, и о выборах в ОРДЛО по украинскому законодательству, чего так хочет власть, говорить будет невозможно.
Зеленский, Ермак и команда постараются изменить последовательность Минских договоренностей и договориться с Путиным, чтобы контроль над границей и вывод иностранных вооруженных формирований произошли перед выборами. Россия же пока стоит на своем и хочет, чтобы это произошло уже после выборов. Но на таких условиях на Донбассе ничего не будет. И именно вокруг этих моментов будет ключевое противостояние в вопросе реинтеграции ОРДЛО. Путин намекает, что переписать Минск, может, и получится, но говорить о выборах и контроле над границей нужно напрямую с главарями «ЛДНР». Это вызов для Киева, и каждый шаг в вопросе Донбасса является слишком рискованным.
Антон Коломойцев / Depo.ua