п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Перестановка слагаемых: Что изменит для Украины назначение нового посла России Между «башнями Кремля», похоже, началась оживленная дискуссия относительно кандидатуры нового российского посла в Украине

Тема назначения нового российского посла в Украину за прошедшие сутки всплыла из небытия. Все началось, очевидно, с сообщения в телеграмм-канале Незигарь – о том, что в Кремле рассматривают кандидатуры на данную вакантную должность. При том одним из реалистичных кандидатов якобы является Дмитрий Козак – заместитель председателя правительства России, который, кроме прочего, является куратором оккупационных властей в Крыму.

Затем на телеграмм-канале «Легитимный» всплыли слухи о том, что кандидатуру Козака и действительно обсуждали, но решили, что на данный момент это слишком влиятельная фигура, как для посла. Дополнительным фактором против кандидатуры Козака мог быть, наверное, и тот факт, что несмотря на существенный опыт в ведении кризисных переговоров (он разрабатывал и «заморозку» конфликта в Приднестровье, и работал с Абхазией и Южной Осетией), в последнее время дипломатические таланты Козака были подвергнуты заслуженному сомнению. Ведь, например, процесс «экономической интеграции» России с Беларусью, в который Козак весьма активно вовлечен, все как-то не демонстрирует заметного прогресса.

Далее поток слухов и сливов решила оседлать «экс-прокурор» аннексированного Россией Крыма и депутат российской Госдумы Наталья Поклонская. Которая не только выразила «каноническое» для нынешней пропагандистской позиции Кремля мнение о необходимости скорейшего установления «нормальных дипломатических отношений» между Украиной и Россией, но и практически молниеносно предложила на должность посла свою собственную кандидатуру.

С одной стороны, такой активный самопиар «партии сумасшедших монархистов», конечно, является скорее способом попасть на первые полосы российских газет, а не в кресло посла в Киеве. Но заявления Поклонской, которая, несмотря на все, неплохо осведомлена по ситуации в Кремле, свидетельствуют о том, что кандидатуру посла пока все еще не выбрали. А возможно – даже не приняли финального решения о заполнении вакансии.

Наконец в дискуссию вмешалась Госдума – глава комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников сообщил, что назначение посла России в Украине пока не обсуждалось, а депутатов для подобных мелочей из новогодних каникул не отзывали.

То есть вся история находится на стадии предварительного планирования и мелких интриг между «башнями Кремля». Каждая из которых тем или иным способом уже была причастна к «решению украинского вопроса» и при этом успеха, к счастью, по состоянию на сегодня не достигла. Все это будет сопровождаться волной хайпа в Украине. И в течение ближайших месяцев нас ждет еще немало новостей относительно того, кто кого и с какой целью лоббирует на эту должность и кого «уже почти назначили» представлять интересы России в Украине. Например, несколько часов назад стало известно, что якобы помощник президента Украины Андрей Ермак «активно лоббирует» назначение на пост посла кого-то из «людей Козака» – в противовес возможным назначенцам из «обоймы» Суркова. Если сообщение телеграмм-канала «Легитимный» правдиво, возникают закономерные вопросы, не в последнюю очередь и относительно того, как именно украинский чиновник может «лоббировать» решение в Кремле и насколько подобный «лоббизм» согласован с высшим руководством государства, внешнеполитическим ведомством, нашим «декоративным» министром иностранных дел, и тому подобными. И кто именно будет нести ответственность за результаты дипломатических экспериментов лица, которое уже успело в свое время посодействовать втягиванию Украины в политический скандал в США, проводя непубличные встречи с Джулиани с крайне сомнительными последствиями.

Однако во всем этом масштабном наборе интриг и вероятностей как-то теряется один весьма простой момент. Он заключается в том, что от фигуры посла России в Украине теперь практически ничего не зависит. Как не зависит эта политика и от всех других «параллельных» дипломатических механизмов наподобие Трехсторонней контактной группы в Минске, или ведомства Сергея Лаврова и Маши Захаровой. Вся политика в отношении украинского направления формируется непосредственно в Кремле и контролируется непосредственно Владимиром Путиным.

Последним (а точнее, единственным) российским послом, который мог бы хоть как-то влиять на данный процесс, являлся Виктор Черномырдин. Просто в силу того, что и сам он когда-то был самостоятельным политическим игроком и «тяжеловесом» российской политики, с контролируемой группой депутатов в Госдуме и определенным авторитетом в Кремле. Хотя после завершения строительства путинской вертикали и его влияние на стоило бы переоценивать.

Поэтому сейчас нет никакого смысла перебирать российский политический пасьянс в поисках того, кто именно займет должность посла и чем это грозит Украине. Хотя бы потому, что роль посла, без сомнения, сведется к озвучиванию решений, принятых за пределами традиционных дипломатических каналов коммуникации.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим