Весна уже давно закончилась, а вместе с нею лето и осень, а обещанные Зеленским посадки коррупционеров так и не начались, в чем «народного президента» тут же стали упрекать разного рода недоброжелатели. Даже «95 квартал» в новогоднем концерте начал шутить в стиле «шансон» о «вопросиках к прокурорским». И то, что у «95 квартала», который плоть от плоти Зеленского, для таких шуток могли быть свои, вполне комплиментарные президенту мотивы, ни коим образом не отменяет прискорбный факт того, что невыполнение прямых предвыборных обещаний крайне плохо отражается на рейтинге президента.
И хотя обещание «обеспечить посадки» трудно называть корректным, как-то уж сильно ставить в вину персонально Зеленскому отсутствие толп коррупционеров в СИЗО, наверное, неправильно. Президент со всей своей непосредственностью, может быть, искренне и хотел бы показательно бросить за решетку чиновников-мздоимцев, но сделать это, не прибегая к правовому беспределу, оказалось практически невозможно. Возглавляемое с недавних пор «официальным коррупционером» Артемом Сытником НАБУ, как показали несколько лет его работы, не слишком справляется со сбором доказательств в коррупционных делах. А без убедительных доказательств кидать человека в тюрьму в цивилизованных странах как-то не принято.
Ситуация усложняется еще и спецификой коррупционных уголовных дел. Даже если некий чиновник был пойман за руку в момент получения денег, а весь процесс зафиксирован на камеру, и факт совершения коррупционного преступления становится как бы очевиден для всех граждан, следствию еще предстоит перевести эту очевидность в форму неопровержимых доказательств, что объективно крайне непросто. Ведь пойманный за руку коррупционер всегда может сказать, что врученные ему деньги вовсе никакая не взятка, а ранее одолженные у него средства, а показания свидетелей о вымогательстве отката ни что иное, как сговор с целью его политически дискредитировать. Как показывает практика, довести подобное дело до обвинительного судебного приговора в большинстве случаев так и не удается. И коррупционер отделывается лишь подмоченной репутацией, что, впрочем, не мешает многим и дальше продолжать политическую карьеру.
Так что обещание Зеленского сажать коррупционеров было бы обречено на невыполнение, если бы у Зеленского не придумали, как выкрутиться из этой ситуации. Офис главы государства предложил парламентариям как неотложный законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс, согласно которым судьи получат возможность не определять размер залога в уголовном производстве о тяжком или особо тяжком коррупционном преступлении.
Этот законопроект, если будет принят парламентом, изменит только одно. Любому чиновнику, официально обвиненному в получении коррупционной выгоды на достаточно крупную сумму, можно будет избрать меру пресечения в виде заключения под стражу. Достаточность и убедительность доказательств в данном случае никого волновать не будет, как и судебная перспектива такого дела.
Понравится ли избирателям Зеленского подобное нововведение? Можно не сомневаться, что они будут в восторге. В еще большем восторге они были бы, если бы коррупционеров сажали в тюрьму вообще без всякого суда и следствия, а лучше расстреливали прямо на рабочем месте. Что же до самого Зеленского, то для него такое решение просто находка. Ведь можно с минимумом усилий набить коррупционерами тюрьмы, показав, что народный президент слов на ветер не бросает.
Ну а то, что все это не очень хорошо согласуется с правами человека и эффективностью работы правоохранительной системы, вопрос второстепенный. Ведь если методы, применяемые НАБУ при сборе доказательств, не поменяются, вряд ли стоит надеяться, что вину брошенных в СИЗО коррупционеров смогут доказать в суде. Дела как разваливались, так и продолжат разваливаться, но для народа все это будет уже не так раздражающе, ведь ненавистных чиновников-казнокрадов будут сажать под пристальным оком видеокамер, а выпускать при несколько менее активной информационной поддержке, чтобы поменьше людей обратили на это внимание.
Таким образом в стране будет создаваться иллюзия борьбы с коррупцией к радости Зеленского и его избирателей. Что же до реализации принципа «неотвратимости наказания», то реализован он будет несколько извращенным способом, без судебного рассмотрения по сути, а с помощью одного только подозрения и меры пресечения. Ну а потом, когда дела будут разваливаться в судах, государству с большой вероятностью придется платить деньгами налогоплательщиков «недоказанным коррупционерам» компенсацию по решению ЕСПЧ.
Что же до наших антикоррупционных органов, то им можно будет и дальше не слишком стараться со сбором доказательств, чему должен быть рад новоявленный фигурант реестра коррупционеров Артем Сытник.
Тарас Клочко / Деловая столица