Сообщение действующего премьер-министра Алексея Гончарука о том, что с 1 марта следующего года пересечение украинцами границы с Россией станет возможным только при наличии заграничного паспорта, неожиданной новостью не стало.
Подобный сценарий украинский МИД анонсировал еще в начале декабря. Тогда представители внешнеполитического ведомства, комментируя украинским СМИ ситуацию, объясняли необходимость такого шага соображениями безопасности. Якобы, по данным Пограничной службы, с большой скоростью растет количество подделок как свидетельств о рождении, так и внутренних паспортов в форме книжечки.
«Во-первых, свидетельство о рождении ребенка не подтверждает принадлежность к гражданству Украины и не содержит фотографии его владельца, что делает невозможным идентификацию ребенка на основании этого документа… Во-вторых, как внутренний паспорт, так и свидетельство о рождении не содержат информации о лице на латинице, что тем самым делает невозможным проведение проверки данного лица на наличие возможных ограничений на пересечение государственной границы в связи с базами компетентных органов Украины и Интерпола, а также не позволяет автоматически считать информацию с этих документов при прохождении пограничного контроля. В-третьих, паспорт гражданина Украины в форме книжечки имеет низкую степень защиты и может использоваться с измененной фотографией при пересечении границы третьими лицами, которые совершили или могут совершить противоправные действия, угрожающие государственной безопасности и общественному порядку», – заявлял тогда директор консульской службы МИД Украины Сергей Погорельцев. Делая в общем логичный вывод о том, что упрощенный режим поездок граждан Украины на Россию в условиях вооруженной агрессии последней является «неадекватным угрозам национальной безопасности Украины».
И, в общем, все эти аргументы имеют определенный вес. А какой-то злой язык мог бы добавить к этому, что новый порядок пересечения границы вынудит какую-то часть украинских граждан сделать загранпаспорта – что, пусть и совсем немножко, но поможет бюджету.
Впрочем, о серьезной защите нацбезопасности таким способом, на самом деле, конечно, речь не идет. Агенты российских спецслужб в большинстве случаев имеют вполне годные украинские паспорта – как внутренние, так и зарубежные. И пересекают границу не с «паспортами – книжечками» в окружении кучи детей с поддельными свидетельствами о рождении.
Настоящий внешнеполитический смысл этого шага заключается, кажется, в желании Банковой продемонстрировать, что ей есть чем ответить на новые российские санкции против Украины. Которыми, в частности, был принят запрет на въезд нескольким гражданам Украины, а также окончательно объявлен «невъездным» украинский сахар и некоторые другие товары.
Хотя, возможно, внутриполитическая составляющая этого решения была для действующего президента Украины даже весомее. Поскольку на фоне громкого и весьма контроверсионного задержания волонтеров и участников АТО, пролонгации закона об особом статусе Донбасса и ряда других рискованных политических маневров, действующей власти следовало сделать хотя бы минимальный реверанс в сторону национально-патриотических сил.
Роль такого шага навстречу патриотам, похоже, и должно выполнять вчерашнее решение. По крайней мере, на Банковой, кажется, очень на это надеются – отваживаясь при том на откровенно недружественный к Кремлю ход, который станет очередным поводом для пропагандистских штампов про «новую украинскую власть, которая повторяет ошибки предыдущей». Или даже более радикальный: «такого даже при Порошенко не было».
Поскольку в противном случае рост экономического недовольства избирателей Зеленского, сопряженный с политическими причинами роста активности национально-сознательной части общества, может иметь для действующей власти не слишком приятные рейтинговые последствия.
Наша Рада