п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему украденные в Башкирии 267 тонн взрывчатки могут всплыть в Украине «Грязная» взрывчатка – идеальное оружие преступления. Если любая заводская взрывчатка имеет характерные для каждого производителя признаки, то эту привязать к чему-либо просто невозможно. В случае анализа окажется, что она просто выплавлена из снарядов советского производства

Распад любой империи начинается с окраин. Контроль с центра постепенно становится весьма призрачным, что приводит к серьезным перекосам на местах. Подобные вещи были в конце существования Советского Союза, примерно такие же процессы можно при желании увидеть и в нынешней Российской Федерации.

Разрушением инфраструктуры уже никого не удивишь, и вполне обыденными стали пожары в торговых центрах, обрушения жилых домов и многое другое. А вот деградация военной промышленности пока не очевидна на первый взгляд. Но первые звоночки уже пошли. Я имею в виду последний по времени факт пропажи 276 т взрывчатого вещества на заводе «Авангард» в городе Стерлитамак, что в Башкирии.

Завод, который находится в ведении Министерства промышленности и торговли России, занимается весьма специфической деятельностью – утилизацией артиллерийских снарядов. Причем на выходе получается весьма неоднородная, как принято говорить, «грязная», но взрывчатка, которая, по сути, не представляет никакой коммерческой ценности и является отходами производства, сдаваемыми под роспись военным.

Так, вот в апреле 2019 г. в ходе вполне формальной инвентаризации выявилась нехватка ни много, ни мало, 276 т взрывчатки. Причем это произошло как бы штатно – полиция Стерлитамака возбудила довольно тривиальное в современной России уголовное дело по факту кражи на предприятии взрывчатых отходов. И все – этим делом не заинтересовалось ни ФСБ, ни Минобороны, а в республике даже не ввели режим чрезвычайного положения.

И это вызывает довольно много вопросов, на которые пока нет ответа. Итак, украсть обыкновенный рабочий такое количество просто не мог – насколько автор знаком с режимом работы подобных предприятий в Украине (а что в РФ, что у нас до сих пор пользуются советскими методичками), то из помещения в помещение даже какое-то простое оборудование не перенести без специального разрешения. Не говоря уж о том, чтобы вынести после работы в условных «штанах» килограмм-другой взрывчатки.

То есть вывезти такое количество взрывчатки с территории предприятия можно только по спецразрешению, и значит, как вариант, заключение контракта с какой-либо коммерческой фирмой. Но это не фрукты-овощи, а значит, директор «Авангарда» согласовывал все свои действия со спецслужбами: для некоторых будет открытием, но на всех стратегических предприятиях существует так называемый «1-й отдел», без участия представителей которого не проходит буквально ничего. А тем более такая масштабная сделка.

Таким образом, вполне можно говорить о том, что либо система вошла в полный раздрай, и террористы чуть ли не в открытую покупают сырье, которое ни для чего не годиться, кроме как использовать для создания кустарных взрывных устройств.

Либо есть другой вариант, который, как мне кажется, является близким к реальности – это взрывчатка понадобилась ФСБ для выполнения своих крайне специфических задач. А открытие уголовного дела и последующий шум в медиа является не более чем отражением известного выражения «правая рука не знает, что делает левая».

А вот тут поле для предположений достаточно большое. Вполне реальным может быть вариант, что вся эта взрывчатка переправляется на Донбасс, и тут готовится серьезный террористический удар по Украине. В этом случае такая «грязная» взрывчатка является идеальным оружием преступления – если любая заводская взрывчатка имеет характерные для каждого производителя признаки, то эту привязать ни к чему просто невозможно. В случае анализа окажется, что она просто выплавлена из артиллерийских снарядов советского производства. Чего-чего, а такого «добра» Россия за шесть лет войны поставила на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей более чем достаточно.

Тем более что основа для создания террористических ячеек в Украине есть. И, кстати, такие попытки уже были – в 2014-2015 г. в Харьковской и Одесской областях прокатился просто вал терактов. Достаточно вспомнить подрыв проукраинского шествия в Харькове, когда погиб 15-летний подросток. А количество терактов на железной дороге просто зашкаливало. Тогда четко сработала Служба безопасности Украины, и были задержаны десятки диверсантов (которых, к сожалению, потом пришлось поменять на наших военнопленных).

Сейчас ситуация для террористов еще лучше – в обществе после прихода к власти нового президента просто всплеск пророссийских настроений, в том же СБУ «разброд и шатания». Доходит до того, что отдельные личности уже в открытую стреляют по военным колоннам. Как это было буквально на днях в Боярке Киевской области. Пока из травматического пистолета и в состоянии алкогольного угара, но никто не гарантирует, что завтра тот же «переселенец из Луганской области» просто пронесет и оставит сумку в Киевском метро или на львовской площади Рынок.

Сейчас ситуация складывается таким образом, что Путину буквально как воздух нужна дестабилизация внутри Украины и повод в открытую вмешаться во внутреннюю политику. Пока у него это получается достаточно бескровно, но кровь нужна для консолидации той части общества, которое голосовало за Зеленского в противовес Порошенко и сейчас пребывает в жестком разочаровании от шагов «зеленой» власти. И если вдруг по стране пройдут десятки терактов, никто не гарантирует, что маятник не качнется в сторону, например, кума Путина, который предложит программу безопасности и порядка. А если умножить это на условно дешевый газ и уменьшение коммуналки, то вопрос о «вдруг» пропавшей взрывчатке предстает в совсем другом ракурсе.


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим