п'ятниця, 13 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Игра Коломойского: Зачем Зеленского пугают «агентами Порошенко» в «Слуге народа» Маниакальная антипорошенковская истерия способна превратить людей Коломойского в маргинальную группировку. Точнее, уже превращает

Зе-команда изначально неоднородна. И в ней, естественно, есть много мелких трещин. Но в последнее время в ней искусственно создается одна линия раскола. Причем углубляется и расширяется она весьма грубыми методами, что свидетельствует о спешке заказчиков.

Наибольшую публичную активность в этом направлении проявляют нардепы из фракции партии «Слуга народа» (СН) Александр Дубинский и Максим Бужанский, их коллега Антон Поляков, недавно изгнанный из фракции, и анонимный нардеп, заведший себе телеграм-канал «Темный рыцарь». Они усиленно распространяют версию о том, что в Зе-команде полно «агентов Петра Порошенко».

Например, «Темный рыцарь» пафосно вещает, что «агенты Порошенко в парламенте, исполнительной власти, в регионах под брендом СН — это прямое свидетельство политической коррупции в областных и центральном штабе «Слуги народа». Это очевидное доказательство тому, что округа, должности и позиции — свободно (и часто недорого) продавались идеологическим врагам, с которыми мы на словах боролись на смерть. Это продажа своих избирателей».

Обращает на себя внимание, что «Темный рыцарь» называет «агентов Порошенко» не перебежчиками из конкурирующей команды, а идеологическими врагами. Это довольно красноречивое признание: заказчики «Темного рыцаря» ведут войну не только с самим Порошенко и его партией «Европейская солидарность», но и с проводимой ими идеологией. При этом бросается в глаза, что идеология «Темного рыцаря» и его сообщников — откровенно пророссийская, замешанная на ненависти к любым майданам, на дух не переносящая все украинское, включая украинскую армию, украинский язык и украинскую церковь.

Для чего сейчас раскалывают Зе-команду? Главный адресат антипорошенковской истерии — лично Владимир Зеленский. Его запугивают, что «агенты Порошенко» предадут его при первой же возможности, и потому от них надо поскорее избавляться. Сейчас заказчики, судя по их спешке, добиваются прежде всего расформирования нынешнего правительства под любым предлогом. Основные объекты их критики — премьер Алексей Гончарук, министр финансов Оксана Маркарова и министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов.

Это выглядит вполне логично, если вспомнить риторику Игоря Коломойского — наиболее крупного среди вероятных заказчиков раскола. Желая получить максимум дивидендов от своего вклада в президентскую кампанию Зеленского, олигарх прямым текстом настаивает на разрыве отношений Украины с МВФ. Без этого ему не удастся ни вернуть себе контроль над Приватбанком, ни получить многомиллиардную компенсацию за него, ни добиться отказа банка от исков против экс-владельцев.

Поэтому олигарх заинтересован в немедленной отставке правительства — ну и заодно в смещении руководства Нацбанка и Приватбанка. Разворачивающиеся в Киеве под зданием НБУ акции протеста работников заводов Коломойского дают четко понять, что сейчас наступили критические дни. Если ситуация будет схлопываться, то этот коллапс поглотит и Приватбанк, и Нацбанк, и Кабмин. Все они перейдут под контроль Коломойского.

Вторая задача — переформатирование парламента любым способом, но так, чтобы в результате усилилось влияние олигарха. Именно поэтому в число жертв охоты на «агентов Порошенко» попал руководитель фракции СН Давид Арахамия. Простейший вариант развития событий заключается в отставке Арахамии и избрании нового главы фракции СН, который был бы абсолютно лоялен олигарху. Если же пророссийское крыло не сможет взять верх во фракции, тогда возможен выход из нее многих мажоритарщиков. Они могут создать новую группу под условным названием СН-2. Эта группа вместе с группой «За будущее», которая тоже фактически контролируется олигархом, сможет требовать от фракции СН переговоров о формировании правящей коалиции и нового правительства.

Если же Арахамия и большинство фракции СН будут упрямиться, тогда не исключен вариант роспуска или самороспуска парламента и назначения внеочередных выборов. Для Дубинского и его соратников этот вариант опасен тем, что Зе-электорат может попросту проигнорировать партию СН-2 и ее кандидатов. Именно потому для оправдания будущего раскола готовится идеологическая подоплека. Дескать, СН-2 создается вовсе не для того, чтобы отстаивать интересы олигарха, а для войны с идеологическими врагами — Порошенко, его партией и его «агентами», пробравшимися в Зе-команду.

Конечно, зацикленность на Порошенко — это еще и политтехнология. В самом деле, если СН-2 прямо признает, что она против украинских ценностей, курса в ЕС и НАТО, сотрудничества с МВФ, то ей придется конкурировать с ОПЗЖ на довольно куцем прокремлевском электоральном поле. А вот охота на «агентов Порошенко» — это способ заполучить приверженцев даже среди патриотически настроенных избирателей, тем более что антипорошенковская пропагандистская машина «1+1 медиа» не сбавляет оборотов.

Впрочем, вся эта раскольническая активность Дубинского и соратников может возыметь и побочные эффекты, которые не понравятся заказчикам. Маниакальный поиск «агентов Порошенко» во фракции СН, в Кабмине, в областных госадминистрациях способен превратить (точнее, уже превращает) СН-2 в маргинальную группировку, потешную своей неизбывной антипорошенковской озабоченностью.

В то же время чем сильнее СН-2 будет противопоставлять себя остальной части Зе-команды, тем крепче могут стать связи и прочнее мосты между командами пятого и шестого президентов. И в конце концов эти команды могут сойтись в том, что олигарх и контролируемые им несколько десятков нардепов, торгующие национальными интересами, — это непозволительная роскошь для Украины. Тем более что подтолкнуть Зе-команду к отдалению от олигарха и сближению с командой Порошенко могут и западные партнеры, а особенно — кредиторы. И решение судьбы Приватбанка тут действительно будет критическим моментом.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим