п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Снижечка на газ»: Почему нормандские договоренности возвращают Украину в 2014 год Несмотря на скромное отмалчивание власти, Украина все же готовится подписать «пакетное соглашение» относительно транзита российского газа и его прямых закупок. Притом условия этого пакетного соглашения, кажется, готовят нам новогодние сюрпризы

Накануне саммита «нормандской четверки» в Париже немало злых языков говорили, что едва ли не ключевым фактором, который заставил президента России Владимира Путина согласиться на эту встречу, было именно желание «разрулить» ситуацию с транзитом российского газа в Европу.

Если судить по политическим результатам саммита, не исключено, что где-то так оно и было — ведь все, чего достигли лидеры «четверки», в принципе, без лишних фанфар могла сделать и Трехсторонняя контактная группа в Минске. Единственное, что не очень дает поверить в эту стройную теорию, — это тот факт, что и по газу стороны, кажется, конкретных договоренностей пока не достигли. Ну, или, по крайней мере, делают вид, что не достигли.

Впрочем, обо всем по порядку. Если брать официальные заявления лидеров стран по результатам переговоров, то, во-первых, как Путин, так и Зеленский подтвердили, что вопрос транзита и прямых закупок российского газа Украиной на встрече обсуждался. При этом украинский президент утверждает, что газовые вопросы были «разблокированы», но президенты оставили переговоры о различных аспектах будущего соглашения, в частности о стоимости транзита, на уровне советников. Ни о каких достигнутых договоренностях Зеленский не вспоминает. Зато Путин опять официально озвучил, что Россия готова предоставить Украине скидку в размере 25% от текущей конечной цены для потребителей. После чего устроил «минутку рекламы от «Газпрома»» с цитированием стишков Михалкова.

Если перейти от официальных заявлений к утверждениям «полуофициальным», то картина немного меняется. В частности, общаясь с журналистами за кулисами саммита, Зеленский заявил: «Нет пока договора, но я уверен, что у нас больше шансов его подписать по лучшим условиям, чем до этого обсуждали наши представители, когда были очень сложные встречи принципиально без ответов». Притом со слов Зеленского складывается впечатление, что стороны готовятся решить все газовые вопросы, то есть как транзит, так и прямые поставки российского газа в Украину, в едином договоре. Что, впрочем, вполне совпадает с традиционным стилем российской дипломатии.

Срок договора, опять-таки по словам Зеленского, пока не определен и будет составлять от одного до десяти лет – «что-то мы найдем посередине». В этом смысле слухи о трехлетнем контракте, циркулирующие со вчерашнего дня, выдаются в общем правдоподобными.

Интересной является ситуация с одной из ключевых проблем, которые успешно останавливали газовые переговоры до сих пор. Речь идет о статусе $2,5 млрд, которые «Газпром» проиграл «Нафтогазу» по решению Стокгольмского арбитража и которые Владимир Путин категорически отказывается возвращать. Относительно этого Зеленский заявил: «Мы сняли вопрос по поводу трех миллиардов, которые мы выиграли. Наша позиция проста: мы готовы взять газом». И это не слишком четкая формулировка допускает две радикально разные трактовки. Первая из них может быть такой: президент Украины повторно озвучил Путину предложение «Нафтогаза» вернуть долг не живыми деньгами, а газом на эквивалентную сумму. Такое предложение является выгодным для России, поскольку себестоимость добычи газа стоимостью 2,5 миллиарда долларов составляет чуть больше 1 миллиарда. И такое предложение не является катастрофическим для Украины — покупать газ где-то все равно надо. Вопрос лишь в том, согласится ли на него Путин.

Вполне возможно и другое значение — Зеленский дал принципиальное согласие отказаться от выигрыша в арбитражном суде Стокгольма в обмен на какую-то очередную «снижечку на газ». Которая немедленно станет рычагом влияния на политику Киева со стороны Москвы. Такой сценарий, на самом деле, имеет очень мало общего с понятием «компромисс». Он в чем-то возвращает Украину в 2014 год. Тот факт, что Владимир Путин продолжает так активно и в стихотворной форме рекламировать «более дешевый газ», увы, говорит в пользу второго варианта. Ибо если бы речь шла о первом, то стороны вчера, скорее всего, похвастались бы предварительным договоренностям. Но они скромно промолчали.

Впрочем, что именно бы ни имел в виду украинский президент, тот факт, что руководство «Нафтогаза», как относительно «прозеленская» его часть в лице Витренко, так и «антизеленская» в лице недопущенного на парижский саммит Коболева, в один голос утверждает, что соглашения пока нет, позволяет предположить, что при любых обстоятельствах все будет зависеть от дальнейших переговоров. Которые, несмотря на более чем скромный временной промежуток для вероятного дипломатического маневра, все еще имеют крайне высокие шансы перерасти в очередную «зимнюю газовую войну».


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим