четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Блеф Зеленского: Действительно ли новая программа с МВФ уже в кармане у Киева? Банковая рискует получить финансово-экономический кризис на, в общем-то, ровном месте

В эту субботу Владимир Зеленский сумел удивить почтенную публику. Еще бы – пресс-служба президента разместила победную реляцию о том, что действующий президент Украины поговорил по телефону с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой, и вот так вот просто «с голоса» стороны достигли договоренности относительно новой программы сотрудничества.

«Глава государства рассказал о реформах, которые сейчас внедряются в Украине, и обсудил условия новой программы сотрудничества с фондом», — сообщила президентская пресс-служба. В ответ на что руководительница МВФ вроде как положительно оценила экономические достижения новой власти и прогресс во внедрении реформ правительством под руководством премьер-министра Алексея Гончарука.

При том по тону президентского заявления заурядный наблюдатель мог сделать вывод, что с программой уже все «на мази». По крайней мере, некоторые пассажи фактически прямо на это указывают: «Благодарен парламенту, правительству и всей нашей команде за неутомимую работу ради Украины. Новая программа сотрудничества с Международным валютным фондом имеет целью ускорить экономический рост, активно искоренять коррупцию и повысить благосостояние каждого украинца», – заявил, по данным пресс-службы, Владимир Зеленский. Притом размер вероятного займа в 5,5 млрд долларов (4 млрд специальных прав заимствования, SDR) президентская пресс-служба указала тот же, что и руководительница МВФ.

Поэтому и не удивительно, что после этой бравой реляции многие СМИ, как украинские, так и зарубежные, дали материалы с заголовками типа «Украина получит новый кредит МВФ». Или: «Зеленский организовал новую финансовую помощь». В то время как в реальности все не совсем так. А возможно – даже совсем не так. Для начала – стороны достигли только так называемого Staff Level Agreement, который для своей реализации требует выполнения трех условий: одобрения руководством МВФ, одобрения Исполнительным советом МВФ, а также выполнения Украиной определенного набора «предварительных действий». Точный перечень которых неизвестен (это в случае, если он существует), но об общем характере которых Георгиева сказала:

«Президент (Зеленский – ред.) и я согласились, что экономический успех Украины решающим образом зависит от укрепления верховенства права, роста добропорядочности судебной власти и уменьшения роли заинтересованных интересов в экономике. Также прежде всего необходимо защитить достижения, достигнутые в процессе очистки банковской системы, и за счет санации банков компенсировать расходы, понесенные налогоплательщиками».

То есть в наличии есть список крайне непростых задач, которые затрагивают интересы крайне непростых людей. И оценивать качество выполнения этих задач будут не представители «Зе-электората», а экономисты МВФ.

Среди этих задач есть «тактические» – вроде завершения санации банковского сектора. Хотя и здесь желание некоторых украинских госорганов под прикрытием «борьбы с коррупцией» заняться перераспределением имущества, которое в последние месяцы становится все очевиднее, выдать за «честные и беспристрастные реформы», вряд ли получится. Да и Игоря Валерьевича от штурма «Привата», к которому он, по неподтвержденным слухам, готовится, придется как-то сдерживать.

А есть среди требований МВФ и стратегические – в частности те, которые касаются очищения судебной власти. В выполнении этих задач успеха не достигла ни одна властная команда от времен создания государства Украина. Сложно сказать, насколько жестко будет зависеть вероятное соглашение с МВФ от этих пунктов, но какой-то прогресс в этом направлении продемонстрировать, безусловно, придется.

Поэтому победные заявления президентской спецслужбы, конечно, имеют определенное отношение к реальности, хоть и весьма опосредованное. Но заключенное Украиной с МВФ соглашение пока стоит воспринимать как политический сигнал поддержки и стимул к реформам. А не как финансовую гарантию на 5,5 млрд долларов. В этом плане интересно выглядит сообщение главы Минфина Маркаровой о том, что переговоры с МВФ дают Украине шанс получить 500 млн макрофинансовой помощи от ЕС уже «в ближайшие месяцы». Если это действительно так, то деньги от ЕС могут быть получены еще до конца переговоров с МВФ.

В общем, можно понять Владимира Зеленского, которому нужны победные реляции перед парижским саммитом, перспективы которого колеблются в диапазоне от туманных до мрачных. Также можно понять, что публично озвученные шансы на получение кредита МВФ несколько усиливают позицию Украины если не в переговорах относительно Донбасса, то, по крайней мере, в переговорах относительно газового транзита. Но проблема заключается в том, что новости о победах стимулируют определенные ожидания как в среде инвесторов, так и среди электората. Если эти ожидания Зеленскому не удастся оправдать, то Банковая рискует получить финансово-экономический кризис на, в общем-то, ровном месте.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим