4 декабря Верховная Рада приняла законопроект №2233, которым запретила импорт электроэнергии из России по двусторонним договорам. Как заявил руководитель парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКУ Андрей Герус, тем самым Рада закрыла лазейку по импорту электроэнергии из страны-агрессора, которую сама же и открыла в сентябре этого года. «Мы в сентябре проголосовали за двусторонние договоры, а сегодня мы предлагаем изменением законодательства эти двусторонние договоры закрыть», — сказал он.
Как передумали закупать
Форма покупки по двусторонним договорам появилась с июля этого года, после запуска новой модели рынка электроэнергии. Она предусматривает прямые контракты на поставку между производителями и потребителями электроэнергии.
А из России поставки стали возможны после того, как 18 сентября Герус при рассмотрении в Раде законопроекта о ядерной безопасности предложил поправку, которая вносила изменения в Закон «О рынке электроэнергии». Она фактически разрешила украинским компаниям закупать электроэнергию по долгосрочным контрактам в странах, которые не являются членами Энергетического сообщества, то есть в Беларуси и России. Герус заявил тогда, что разрешение импортировать электроэнергию по двусторонним договорам позволит снизить цены на нее для промышленных потребителей.
И уже в октябре появилась информация о том, что пять украинских компаний выкупили 1,1 ГВт сечения ЛЭП, ведущих из России, для импорта электроэнергии.
По данным «Укрэнерго», импорт электроэнергии из России в октябре составил 128 млн кВт·ч, а на ноябрь уже были более весомые планы по импорту — задекларированный объем только на 1-14 ноября составил 168 млн кВт·ч. Но фактически за неполную половину ноября было импортировано только 99,7 млн кВт·ч. Причина невыполнения плана — волевое решение диспетчеров ограничить импорт из России из-за аномально теплой погоды.
Однако была еще одна причина — российская электроэнергия стала «откусывать» кусочек рынка у украинских производителей. Как заявлял руководитель «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук, диспетчерам в ночь на 5 ноября пришлось ограничить прием электроэнергии от ветровых электростанций (ВЭС), поскольку в объединенной энергосистеме был избыток ее предложения. Однако если бы не было импорта, то не пришлось бы ограничивать ВЭС, которым за не взятую электроэнергию все равно придется заплатить по высокому «зеленому» тарифу.
Открытые каналы
Впрочем, это не означает, что импорт электроэнергии из РФ совсем прекратится. Управляющий партнер правовой группы «Трохимец и Партнеры» Александр Трохимец отметил на своей странице в Facebook, что принятый закон на самом деле является продолжением энергетической капитуляции Украины. По его словам, даже если импорт по двусторонним договорам из России перекрыт, то он может быть возобновлен по решению Кабмина в любой момент. Кроме того, остается абсолютно свободным импорт на сегменте «рынок на сутки вперед». «А именно там формируется цена. И именно там россияне демпингуют, создавая невозможные условия работы украинской генерации. А это значит, что энергокапитуляция продолжается», — сказал он.
Кроме того, глава парламентского комитета по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что сохраняется возможность импорта электроэнергии из Беларуси, где вскоре ожидается запуск атомной электростанции, построенной на кредиты РФ, и которая будет работать на российском топливе.
По данным компании «Укрэнерго», если максимальная величина перетока между энергосистемами Украины и России составляет 3 ГВт, то с Беларусью — 0,9 ГВт. Однако даже белорусское направление намного превышает максимальные мощности по перетоку с Европой. Например, с Венгрией, Словакией и Румынией (Бурштынский энергоостров) мощности по перетоку составляют всего лишь 0,65 ГВт, с Польшей — 0,235 ГВт.
Кроме того, Беларусь остается крупнейшим поставщиком электроэнергии на украинский рынок. По информации «Укрэнерго», всего с июля по октябрь из этой страны было импортировано 645 млн кВт·ч электроэнергии.
Однако во время рассмотрения законопроекта в зале правку Климпуш-Цинцадзе, которая предлагала запретить импорт электроэнергии из стран, которые не входят в Энергетическое сообщество (то есть запретить импорт и из Беларуси), Верховная Рада не поддержала. «Этот закон — это вмешательство в нашу энергетическую безопасность», — считает Климпуш-Цинцадзе.
Европа может обидеться
Но у этого законопроекта есть еще одна сторона — он вносит в рынок электроэнергии коррективы, которые могут очень не понравиться нашим европейским партнерам. Климпуш-Цинцадзе отметила, что внесение изменений в Закон «О рынке электроэнергии» требует проведения предварительных консультаций с Еврокомиссией на предмет соответствия этих изменений законодательству ЕС. 2 декабря депутат направила спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову письмо, в котором предупредила о необходимости таких консультаций. Аналогичную просьбу она направляла также премьеру Алексею Гончаруку еще несколько недель назад, но ответа не получила.
Климпуш-Цинцадзе также обнародовала письмо главы представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса Дмитрию Разумкову, где изложена предварительная оценка законопроекта №2233 и предложения европейской стороны по его доработке. По ее словам, одно из положений законопроекта даже может быть расценено как вмешательство государства в рыночные отношения. Однако Герус заявил, что с европейскими партнерами уже все договорено.
Александр Суков / Деловая столица