Менее чем за месяц Зе-команда умудрилась вляпаться во множество скандалов, один другого хуже. Эффект нарастает по закону снежного кома, катящегося с горы.
Началось все с секс-скандала вокруг главы парламентского комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Богдана Яременко, которого 30 октября подловили якобы на заказе услуг проституток через мобильное приложение прямо во время заседания в зале Верховной Рады. По сравнению с героями следующих резонансных историй Яременко сейчас выглядит непорочным агнцем. Не будем перечислять все, но отметим два последних скандала, которые еще только набирают обороты.
Поюзаный Юзик
Один из них с 18 ноября раскручивает в своем собственном телеграмм-канале нардеп Антон Поляков, которого 15 ноября собирались исключить из фракции партии «Слуга народа» (СН). Он порционно вываливает якобы записи фрагментов разговора замглавы фракции СН Юрия Корявченкова и трех мажоритарщиков из этой фракции, избранных на Днепропетровщине, с руководителями полиции Днепропетровской области Владимиром Огурченко и Кривого Рога Сергеем Лукашовым.
Корявченков, более известный как Юзик из «Квартала 95», является давним другом Владимира Зеленского. Поэтому удары по Юзику — это удары по президенту, тем более что Юзик на скандальных записях выступает непосредственно от имени президента: «Я Юрий Корявченков, я представитель Зеленского в Кривом Роге».
Члены Зе-команды в ходе встречи неоднократно повторяют, что их «крышу держит лично президент Украины», и на этом основании предписывают руководителям полиции держать прямую связь только с ними. В ходе обсуждения один из участников подчеркивает, что «вы в городе президента» и «у нас за спиной президент». Также члены Зе-команды в разговоре не раз ссылались на ГБР и Офис президента.
20 ноября Поляков обратился в ГБР и НАБУ с заявлениями о необходимости проверить на предмет возможного совершения преступлений членами фракции СН. «Важно, что на аудиозаписи на фоне отсутствует музыка или звук телевизора, что не даст экспертам возможности не идентифицировать участников криворожских «переговоров», — прокомментировал Поляков.
Студия звукозаписи в ГБР
Второй скандал раскручивается вокруг директора ГБР Романа Трубы на появившемся вечером 19 ноября телеграмм-канале «Трубу прорвало». В отличие от всех предыдущих скандалов, фигурантами которых были отдельные представители Зе-команды, этот прицельно бьет по ее верхушке. Его главные фигуранты — это не только Труба, который всячески пытается быть полезным Зе-команде, дабы избежать увольнения, но и руководитель Офиса президента Андрей Богдан, его зам Андрей Смирнов и генпрокурор Руслан Рябошапка.
В первой порции «для затравочки» — десять фрагментов записей в кабинете Трубы. Как комментируют анонимные разоблачители, это «пара часов интересных разговоров, которые показывают, как решаются дела в правоохранительных органах. Как решают вопросы о закрытии дела некачественных спальников в ВСУ, отстранении следователей, которые залезли в сферу интересов Коломойского, как останавливают обыски на предприятиях Жеваго, а потом по звонку с Банковой их возобновляют».
Авторы расследования отмечают: «Главный контактер из ОП — Андрей Богдан. Роман Труба обращается к нему на ты и называет его не только Андреем Иосифовичем, также Андреем, Ближайшим и Б.А.Й.-ем. Из ОПУ в ГБР лично приходит заместитель Богдана Андрей Смирнов. Он прямо дает указания, кого допрашивать, кого «подвесить», а кого «догонять». «Приоритетным делом», как признает сам директор ГБР, является «дело экс-президента». О ходе расследования Роман Труба по телефону сообщает главе Офиса президента. Команды вручать «подозрение» поставлены самим президентом Зеленским. И это касается не только Порошенко, но и министра здравоохранения Ульяны Супрун, дела Киевской городской государственной администрации и многих других резонансных дел. Параллельно ГБР координируется с людьми Коломойского по «Центрэнерго», выполняет их задания и по команде ОГП и ОПУ останавливает все обыски по Приватбанку, «потому что приехал МВФ». Указания поступают служебным телефоном от Руслана (Рябошапки) и смс от Б.А.Й. (Богдана)».
Судя по объемам слива, записывалась стационарная прослушка. «Мы команда людей, которые получили из надежного источника сотни часов различных интересных записей высшего руководства Украины. Несколько недель мы работали над ними и начинаем делиться с вами. Мы хотим жить в правовом государстве. Мы серьезно считаем, что из этой грязной истории и президент, и граждане должны сделать соответствующие выводы», — заявляют анонимные разоблачители.
Можно не сомневаться, что на Западе расценят записи в кабинете Трубы как свидетельство того, что ГБР стало инструментом политических расправ в руках Зе-команды. Для Зеленского единственный шанс продемонстрировать свою непричастность к этим злоупотреблениям — уволить Богдана, Смирнова и (с помощью парламента) Рябошапку.
Однако Зеленскому это невыгодно из внутриполитических соображений. Он сам публично заявил Порошенко на стадионе за день до второго тура: «Я ваш приговор». Поэтому преследование Порошенко, даже осуществляемое незаконными способами, совершенно вписывается в ожидания Зе-электората. А вот если Зеленский проявит слабость и уволит тех, кто организовал политические преследования, то это укрепит позиции Порошенко и вызовет разочарование Зе-электората.
Поэтому кажется наиболее вероятным, что Зеленский будет стараться замять и замолчать этот скандал. Это приведет к очередному ухудшению отношений с Западом, но вполне впишется в курс на сближение с Россией. Впрочем, если распорядители записей будут изливать через «Трубу прорвало» все новые порции все более грязного компромата, то эффект будет и дальше нарастать по закону снежного кома. И в конце концов накроет Зе-команду тем сильнее, чем истеричнее она будет отрицать достоверность записей.
Если Зеленский вначале решит играть в молчанку, затем вслед за Трубой перейдет на стадию отрицания, а после под напором фактов, давления Запада и улицы начнет пятиться, путаться в показаниях, сдавать сообщников, то это может ослабить его гораздо больше. И тогда уже сообщники начнут сдавать его.
Кто и для кого
Разумеется, тут возникают вопросы о том, кто и для кого поднял этот скандал. Некоторые предыдущие скандалы, включая тот, что раскручивается Поляковым, можно объяснить конфликтами внутри СН. Авторы других скандалов — например, персонажи, скрывающиеся под никами Джокер и Темный рыцарь, — могут действовать в интересах Игоря Коломойского. Однако стационарную прослушку в кабинете директора ГБР наверняка организовали все же не любители, а профи.
Более того, эти профи смогли всех запутать, судя по обсуждаемым в соцсетях взаимоисключающих версиях, кому это выгодно. Кто-то видит руку ФСБ РФ — и в доказательство приводит отсутствие на записях в «Трубе прорвало» упоминаний о Портнове. Кто-то предполагает, что прослушку в ГБР организовали, наоборот, украинские патриоты, — и в доказательство приводит выложенный разоблачителями фрагмент, где Труба внимает совету не заниматься расследованием преступлений против участников Майдана.
Похоже, это именно та прослушка, о которой еще 21 сентября сообщил сам Труба: «Сегодня в моем кабинете обнаружена аппаратура для прослушивания, которая была профессионально вмонтирована в вентиляционную систему». Ни один из десяти обнародованных фрагментов записей не датирован позднее 19 сентября.
Время слива информации выбрано явно не случайно: сразу после того, как был подтвержден всеми участниками саммит нормандской четверки, запланированный на 9 декабря в Париже. По-видимому, телеграмм-канал «Трубу прорвало» — это еще не атака на Зеленского, а предупреждение о возможной атаке, чтобы удержать его от каких-то шагов. Но в любом случае ему придется жертвовать крупными фигурами. И не только типа Юзика, но и типа Богдана.
При этом нельзя не согласиться, что вал скандалов и разоблачений в ближайшем окружении Зеленского очень на руку северо-восточным соседям Украины. Если за прослушками Юзика и Трубы последуют и новые разоблачения, а результаты встречи в нормандском формате спровоцируют новые акции протеста и падение рейтинга президента, Зеленский через несколько месяцев может оказаться в крайне неустойчивом положении. Внутренняя оппозиция главе государства в Украине заметно усилится, а отношение Запада под давлением скандалов ухудшится, то для Москвы настанет самое удобное время предложить Зеленскому «все порешать», «помочь деньгами» и так далее. Что-то похожее уже было и с Кучмой во времена кассетного и кольчужного скандалов, и с Януковичем после посадки Тимошенко и неподписания соглашения об ассоциации.
Юрий Вишневский / Деловая столица