Затянутая из-за позиции России подготовка к саммиту, который не решит ровным счетом никакой реальной проблемы оккупированного Донбасса, должна, по замыслу Банковой, спровоцировать «усталость электората» от имитации мирных переговоров. Что позволит Зеленскому без эксцессов перейти к «плану В» – фактической заморозке конфликта в его нынешнем состоянии.
История относительно проведения саммита в «нормандском» формате, начавшись в конце лета, периодически всплывает в информационном потоке, неизменно привлекая внимание украинского общества.
Следующий ее виток состоялся на минувших выходных, когда несколько украинских СМИ, со ссылками на источники в офисе президента и источники в МИД сообщили, что встреча нормандской четверки может состояться 24 или 26 ноября. При том все источники в украинских властных органах в один голос констатировали, что в случае, если встреча не состоится в течение ноября, шансы на ее проведение в текущем году становятся нулевыми. А возможно – и не только в текущем.
Синхронность появления этой инсайдерской информации, а также факт отсутствия аргументации, почему именно ноябрь является таким критическим для «нормандской встречи», наталкивают на догадки, что речь идет не о случайном сливе, а скорее о целенаправленном заявлении Банковой. Только по очевидным причинам поданное в неофициальной форме путем неформальных каналов. Заявление это в Москве заметили. И вчера заявили, что дата проведения встречи лидеров «нормандской четверки» все еще не определена. «Давайте дождемся все же окончания (разведения сил)», – сказал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Отметив, что для этого должно быть подтверждение от всех сторон, участвующих в данном процессе.
Очевидно, сейчас в Кремле еще не решили, считать ли позавчерашнюю «практическую фазу разведения сил и средств на линии разграничения», как поэтично отрапортовало Минобороны, достаточным аргументом для проведения саммита, или объявить разведение «неполноценным» и требовать от украинской стороны дальнейших уступок.
Впрочем, пока в Кремле взяли паузу для дальнейших размышлений, в Париже решили, по крайней мере в текущий момент, занять проукраинскую позицию. «Сейчас разведение сил уже осуществлено, оно было проведено в выходные. Условия были выполнены, поэтому мы ожидаем проведения саммита. Пока нет подтверждения дат. Мы все еще работаем над тем, чтобы провести такую встречу в конце ноября», – заявил журналистам посол Франции в Украине Этьен де Понсен.
В этом месте возникает логичный вопрос – если о разведении сил уже знают не только в Киеве, но и в Париже – то почему в Москве до сих пор ждут каких-то подтверждений? Если разведение произошло – следует согласовывать саммит, если какая-то из сторон это разведение сорвала (или, по крайней мере, ее в этом хочется обвинить) – об этом необходимо публично заявить.
Впрочем, такой подход был бы логичным, если бы речь шла о реальной готовности Москвы к переговорам. Но поскольку процесс «примирения» в Кремле явно хотят использовать для накала страстей в Украине, то любая пауза, двусмысленность или затягивание процесса, с точки зрения путинской администрации, идут на пользу.
Однако в администрации действующего президента Украины, несмотря на наигранный энтузиазм относительно вероятного саммита «нормандской четверки» на высшем уровне, кажется, уже поняли, что «прорыва» на нем не случится. Летние надежды на то, что Путин во время личной встречи открытым текстом сообщит, на каких именно условиях он готов отказаться от поддержки самопровозглашенных «республик», а главы Франции и Германии тем временем расскажут, на какую помощь с их стороны может рассчитывать Украина, осенью уже развеялись. И теперь администрация Зеленского совершенно сознательно генерирует «усталость электората» от темы саммита и договоренностей с Россией. Демонстрируя электорату собственную инициативность и готовность к компромиссам в деле примирения. И отсутствие готовности со стороны Кремля вести адекватные переговоры.
И если электорат поверит в то, что «Зеленский честно старался, но Путин навстречу ему не пошел», то у украинской властной команды останется возможность попробовать организовать миротворческую миссию на Донбассе, которую на Банковой традиционно называют «планом Б». И которая обречена на поражение ничуть не меньше, чем поддерживаемая «Зе-командой» схема урегулирования конфликта.
При том даже если долгожданный саммит состоится, это не изменит ровным счетом ничего. Ибо если такая как будто несложная операция как разведение сил на трех двухкилометровых участках заняла у России и подконтрольных «республик» без малого три месяца, то даже разведение войск по всей линии фронта – это задача на годы. А организация и проведение выборов в «Л-ДНР» по украинскому законодательству – это задача на века.
В результате сама реальность подтолкнет нас к «плану В». Длительному и тягучему конфликту, без четких границ и ясных перспектив мира. К конфликту, который, будем надеяться, рано или поздно «замерзнет» из-за отсутствия ресурсов и политической воли на России продолжать эту безумную и кровавую геополитическую авантюру.
Тарас Паньо / Depo.ua