п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Атаки на «Прямой»: Почему Зеленский останется сам против российской пропаганды В случае закрытия «Прямого» Владимир Зеленский получает крайне неблагоприятное как для себя, так и для стабильности государства медиа-поле

У владельца телеканала «Прямой» Владимира Макеенко прошли обыски. На канале подтвердили, что речь идет о расследовании дела о покупке вещателя в 2017 году. Власть стала на путь закрытия этого вещателя?

Это дело, напомним, одно из более десяти, в котором фигурирует пятый президент Украины Петр Порошенко. Как и другие, оно расследуется ГБР по заявлению экс-заместителя главы Администрации президента Виктора Януковича Андрея Портнова. По этому делу в августе был допрошен и сам Порошенко. После этого глава Госбюро расследований Роман Труба сообщил, что пятого президента еще раз вызовут на допрос по этому делу, но допрос уже должен быть с полиграфом. На это Порошенко ответил, что готов пройти проверку на детекторе лжи в прямом эфире на «Прямом», потому что не доверяет ГБР. У Трубы подозревают, что при покупке телеканала имело место уклонение от уплаты налогов.

С тех пор каких-то активностей со стороны следователей по этой теме не было, и вот – новая волна. В соцсетях на обыски у Макеенко отреагировали довольно живо: следственные действия проводят не на так называемых «каналах Медведчука» – «112», NewsOne и ZIK – а на проукраинском телеканале. Который после смены власти стал площадкой для оппозиции режиму Зеленского. Причем эта ниша дала возможность «Прямому» подняться в рейтинге.

В конце октября были обнародованы обновленные рейтинги телеканалов, и «Прямой» в них среди вещателей, которые демонстрируют наибольшую динамику роста зрительской аудитории. А в рейтинге информационных каналов он – третий (после «112-го» и NewsOne). «Эспрессо» и «5 канал», которые также ориентируются на проукраинскую аудиторию, отстают.

То есть, симпатии зрителей «Прямого» понемногу растут и это, видимо, в коридорах власти считают угрожающей тенденцией. Этим, похоже, и объясняется очередной виток наступления на вещателя, связанного с предшественником Зеленского. И это наступление будет продолжаться. Напомним, скоро должен обновиться состав Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, туда придут люди, которые ориентируются на действующую власть, поэтому, не исключено, активизация расследования дела в отношении «Прямого» является подготовкой к решению об отмене лицензии этого вещателя. Другое объяснение – давление на владельца телеканала продолжится с целью заставить его продать актив лояльной к власти фигуре.

В конфликте с пока еще действующим составом Нацсовета находятся и так называемые «каналы Медведчука», которые при этом не только судятся с регулятором, но и предоставляют медиа-площадку для Анатолия Шария и Андрея Портнова, который с недавних пор стал спецкором. Учитывая хорошие связи последнего в «зеленой» власти, «112-й», похоже, получил в его лице защиту от «наездов» со стороны желающих прикрыть этот канал. Да и NewsOne с ZIKом также. Не зря же в ток-шоу «Народ против» гостят и Портнов и Елена Лукаш.

Если проанализировать редакционную политику в отношении власти и Зеленского на других телеканалах, то в целом пока она благоприятная. Телеканалы Виктора Пинчука традиционно взвешенные к первым лицам государства, канал «Украина» Рината Ахметова критикует власть, но не цепляет президента. Это же касается и «Интера». Отдельно следует сказать о «1+1». В значительной степени благодаря этому вещателю Игоря Коломойского Зеленский и получил на выборах 73%, однако «плюсы» ориентируются не на Банковую, а на позицию своего владельца. И в случае, если власть будет мешать его интересам, то этот телеканал быстро «переобуется» в оппозиционные тапочки. Собственно, критические нотки в отношении «зеленой» команды там ощутимы уже сейчас.

В итоге, что получает Зеленский в случае закрытия «Прямого»? А получает он крайне неблагоприятное как для себя, так и для стабильности государства медиа-поле. С одной стороны оппозиционный к нему, но патриотический электорат будет искать утешение на «Эспрессо» и «5 канале». Однако эти вещатели не имеют того технического и кадрового ресурса, который сложился на «Прямом». С другой стороны – каналы, которые также якобы находятся под угрозой закрытия, но могут избежать этого (о чем писалось выше) – будут усиливать не просто оппозиционную риторику, а риторику с пророссийской окраской.

У Зеленского пока есть лояльные к нему медиа нескольких олигархических групп, впрочем эта лояльность очень шаткая. Ведь если антикоррупционные или правоохранительные органы будут интересоваться их владельцами так же рьяно, как интересуются Макеенко или Порошенко, то сразу редакционная политика изменится. И станет примерно такой, как сейчас на каналах Медведчука». Записать себе в актив Зеленский может разве что «Квартал ТВ» и площадки в YouTube, но это совсем не тот охват.

На днях министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский анонсировал запуск через три месяца мощного русскоязычного канала, который будет бороться с российскими пропагандистским фейками. Проще говоря, это будет такой себе канал добрых новостей. Добрых, прежде всего, к действующей власти. Однако сможет ли он перебить рейтинги тех телеканалов, которые также ориентированы преимущественно на русскоязычного зрителя? Скажем прямо – это сомнительный прожект, потому что, во-первых, хорошие новости всегда менее популярны, чем плохие, особенно среди украинской зрительской аудитории, которую долгое время приучали к теленегативу, во-вторых, этот вещатель останется один против многих конкурентов и те совместно будут выдавливать его из эфира, и, в-третьих, язык трансляции отвратит от него огромную аудиторию украиноязычных граждан. Именно с ней нужно работать власти. Именно с 25%, которые были против Зеленского на выборах, но это те люди, которые никогда не будут против своего государства.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим