История с давлением Трампа на украинскую власть, как это часто бывает с долгоиграющими темами, понемногу обрастает откровенно абсурдными деталями. И самым ярким проявлением абсурда из всех, которые имели место до сих пор, стал казус с исполняющим обязанности руководителя аппарата Белого дома Миком Малвани.
Во время общения с журналистами он, находясь в здравом уме и твердой памяти, признал, что военная помощь Украине была заморожена не только из-за гипотетической «коррупции», а и из-за требования Украины начать расследование против демократов. При том Малвани заявил, что задержка финансирования «не имела ничего общего с делом Байденов». Просто президент США потребовал, чтобы в Украине расследовали необоснованную теорию о том, что наше государство, а не Россия, ответственно за взлом почтовых серверов Демократической партии США в 2016 году.
Для понимания ситуации – на протяжении всего скандала относительно вероятного давления Вашингтона на Киев Дональд Трамп, наверное, с сотню раз публично заявил, что никакой сделки «деньги в обмен на расследование» между США и Украиной никогда не было. После чего исполняющий обязанности руководителя аппарата Белого дома публично, в присутствии телекамер, утверждает обратное. Занавес.
Особого шарма всей ситуации придает, конечно, еще и тот факт, что хозяин Белого дома требует даже не информации о правонарушениях соперников на выборах – это по крайней мере можно было бы понять. Он требует подтверждений конспирологической теории, выдуманной «ольгинскими» троллями. Которые, создается такое впечатление, хакнули не только серверы Демпартии, но и мозг президента США.
Первыми от шока оправились профессиональные юристы. Мир увидел очень сдержанное заявление Министерства юстиции США: «Если Белый дом задерживал помощь (Украине – ред.) для достижения сотрудничества в каком-либо расследовании Министерства юстиции, это для нас новость».
После чего прошло несколько часов – и Малвани «включил заднюю». В письменном заявлении он заявил, что ни про какие требования к Украине относительно расследования он не говорил. Несмотря на свидетелей и отснятые видеоматериалы, которые были продемонстрированы, кажется, во всех заметных американских СМИ.
Вслед за минюстом от комментариев Малвани дистанцировалась и команда юристов Трампа – ее глава Джай Секулов заявил, что «юридические советники Трампа не были привлечены к пресс-брифингу» и вообще не знают, о чем говорил Малвани.
Зато демократы не упустили возможности прокомментировать ситуацию. Адам Шифф, глава комитета по вопросам разведки Палаты представителей, заявил журналистам, что коммунтарии Малвани сделали ситуацию с импичментом «намного хуже» для действующего президента. Еще один член комитета по вопросам разведки, Эрик Суолуэлл, заявил, что Малвани «подписал признание президента».
Что стоит за всей этой историей? Скорее всего, конспирология здесь неуместна. Малвани не планировал нанести удар по репутации Трампа – иначе не отказался бы от своих показаний, а пошел с ними в ФБР, под защиту вооруженной охраны. Или, на крайний случай, к какой-то из следственных комиссий Конгресса.
Скорее всего, и правда случилось банальное недоразумение. Но заключалось оно не во временном «затмении» Малвани, а в том, что внутри президентской команды отрабатывают сценарии частичного признания вины. Один из которых случайно и преждевременно разгласил Малвани.
А параллельно с этим позиции Трампа покидают члены его команды. Министр энергетики США Рик Перри, который, вероятно, был также причастен к попыткам Джулиани повлиять на менеджмент Нафтогаза, подал в отставку.
А постоянный представитель США в Евросоюзе Гордон Сондленд, несмотря на все противодействие руководства Госдепа, 17 октября дал показания на закрытых слушаниях Палаты представителей в рамках расследования по вопросу об импичменте президента США. По его словам, Дональд Трамп таки давил на президента Украины Владимира Зеленского, чтобы тот начал расследование в отношении компании Burisma, в которой работал сын Джо Байдена. Более того, по словам Сондленда, Дональд Трамп всю сферу отношений с Украиной полностью отдал на откуп своему адвокату Рудольфу Джулиани. Который фактически блокировал возможность прямого общения между Трампом и Зеленским, и всячески способствовал скептическому отношению президента США к Украине.
Дипломат, которого у нас подозревали в «договорной игре» с Джулиани, выступил перед конгрессменами адвокатом нашей страны. «Украина – не ругательное слово», – сказал Сондленд, явно намекая на отношение Джулиани к нашей стране. «Украина – хрупкая демократия, которая борется против жестокого и недобросовестного российского соседа. Сильная Украина помогает поддерживать нормы, которые сохраняют стабильность и способствуют процветанию во всем мире», – заявил Сондленд перед конгрессменами.
Подобный подход исповедуют Сондлен и Волкер, которому история с Украиной и Джулиани также испортила блестящую дипломатическую карьеру. Подобного мнения придерживаются в Конгрессе США, сделав все возможное, чтобы заставить Трампа разблокировать помощь Украине.
Возможно, руководству Украины следовало бы четче артикулировать, кто является нашим другом в Вашингтоне, а кто – не совсем. Или, как минимум, раз и навсегда перестать рассказывать о том, что «Трамп на нас не давил».
Тарас Паньо / Depo.ua