4 июля, в День независимости США, Северная Корея провела очередной испытательный запуск ракеты, которую сама назвала межконтинентальной баллистической, – пишет Юрий Сандул для Укринформа. – То есть, мол, теперь ее ракеты способны поражать любые цели в мире. За 38 минут ракета пролетела более 900 километров и упала в море в исключительной экономической зоне Японии.
По этому случаю президент США Дональд Трамп через Twitter сообщил миру, что Китай может усилить меры против Пхеньяна, чтобы «покончить с этим безумием раз и навсегда». То есть, Трамп все еще надеется, что Пекин сделает за него его работу.
Однако, без иронии, вопрос: что делать США? Действительно ли ракета, выпущенная 4 июля, является межконтинентальной, то есть может достичь территории США, или это только блеф Ким Чен Ына – сейчас вещь второстепенная. Несомненно, что КНДР продолжает свою ядерную и ракетную программы, нехтуя, причем демонстративно, предупреждениями США. Проблема для Трампа сверхважная и сверхсложная. Речь идет о, во-первых, соблюдении договора нераспространении ядерного оружия, главным гарантом которого являются США. Во-вторых, ракетное и ядерное вооружение Северной Кореи – прямая, прямее не бывает, угроза главным союзникам на Дальнем Востоке – Японии и Южной Кореи, которые США обязались защищать, в том числе вооруженно. В-третьих, Трамп уже столько раз решительно предупреждал северокорейский режим, что ни в коем случае не допустит появления у него такого оружия, что надо уже, наконец, что-то и сделать; как видим, отправка к берегам КНДР авианосцев и уговоры Пекина умерить ядерные амбиции Пхеньяна не помогают.
Ответ, чтобы там не говорили политики о санкциях, переговорах, усилении давления, др., предельно прост: надо воевать! В том смысле, что надо применять – в той или иной форме – военную силу. И побыстрее, пока у Ына и вправду не завелось полноценное ядерное оружие с полноценными средствами его доставки. Теоретически, только Китай, как главный внешний спонсор режима Ким Чен Ына, может решить проблему без кровопролития. Но что может заставить Пекин отказаться от такого «дубинки» в своей региональной политике, как наличие безумного (с точки зрения США и их союзников) режима в Северной Корее? Кроме того, а действительно ли Пекин имеет столь определяющее влияние на Пхеньян, чтобы тот немедленно выполнил все китайские приказы-пожелания?
Война кажется единственным выходом, то есть неизбежной, потому что имеем ситуацию, в которой сторонам некуда отступать. Здесь и впрямь налетела коса на камень. О США мы уже говорили, а Пхеньян, нужно признать, не может отступить не из-за какой-то там потери престижа, особого гонора или невозможности объяснить своему населению, почему поддались империалистам. Для северокорейского режима это вопрос безопасности, вопрос выживания.
Режим прекрасно понимает: если он прекратит разрабатывать ракеты и ядерное оружие, ему, образно говоря, каюк. Он довел собственную страну до такой ужасной нищеты, что без внешней поддержки не может прожить и дня. Этот режим живет, пока его боятся, пока он создает угрозы для соседей (в данном случае – для Южной Кореи и Японии). Страх – это единственный значимый продукт, который «экспортирует» Пхеньян на международный рынок, единственный товар, который он может выгодно продать (обменять). Китай и Россия согласны платить, потому что Пхеньян создает проблемы для их геополитического соперника – США (а также, конечно, для его союзников Японии и Южной Кореи), а другие соседи согласны предоставлять разную там «гуманитарную помощь», чтобы обезопасить себя от нашествия голодной несколькомиллионной армии КНДР. Наличие у Пхеньяна ядерного и ракетного оружия резко увеличивает плату за то, чтобы угроза этого нашествия не превратилась в реальность, а следовательно продлевает жизнь политического режима КНДР.
А теперь представим, что Пхеньян отказывается от оружия массового уничтожения. Кому он после этого нужен и кому интересен? Россия или Китай не будут кормить Северную Корею лишь для того, чтобы Ким Чен Ын и несколько тысяч высших функционеров режима жили в роскоши (предположим, что северокорейский народ им безразличен). А США с союзниками, когда исчезнет угроза военной агрессии против Южной Кореи (без оружия массового уничтожения такая агрессия обречена на скорый и безусловный провал – армии США, Японии и Южной Корее с ней гарантированно справятся, причем без больших жертв со своей стороны), сделают все, чтобы полностью заблокировать Северную Корею и свергнуть ее политический режим. И сделают это с большим удовольствием и энергией, чтобы как можно быстрее реализовать идею Трампа о том, что надо «покончить с этим безумием раз и навсегда».
Осознание своей обреченности в случае отказа от ядерного оружия заставляет режим Ким Чен Ына демонстрировать неуступчивость и перед США, и перед Китаем, если тот и вправду всерьез уговаривает КНДР прекратить разработку ракет и ядерного оружия. Даже при том, что он прекрасно осознает и то, что она, неуступчивость, тоже может привести к краху, если США решатся на военный удар, а Россия и Китай не захотят или побоятся заступиться. Вот это настоящий тупик! Войны не хотят ни США, ни Китай, ни Россия, ни Япония, ни Республика Корея, ни КНДР. Сейчас идет соревнование нервов и терпения, противники пугают друг друга войной и все блефуют в том смысле, что сами не знают, решатся ли сделать последний шаг к войне. Пхеньян явно надеется на то, что Запад, в силу своего гуманистического воспитания, не начнет воевать первым, поэтому нагло блефует. Что же, теперь слово за Трампом. Сколько еще ему надо времени, чтобы окончательно развеялись его надежды на Китай?