вівторок, 3 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Шокин свидетельствует в пользу Фирташа: Что с этим делать Зеленскому Виктор Шокин включился (или его включили) в большую геополитическую игру вокруг Украины

В распоряжение СМИ попал весьма любопытный документ: свидетельство экс-генпрокурора Украины Виктора Шокина на запрос юристов, которые ведут дело олигарха Дмитрия Фирташа в Австрии.

Документ на английском, поэтому дадим краткую выдержку из него на русском. Итак, Шокин говорит, что Дмитрий Фирташ может вернуться в Украину, однако под давлением Джо Байдена и администрации времен Барака Обамы высшие украинские чиновники угрожали его посадить. По словам экс-генпрокурора, у него не было доказательств вины Фирташа, и он даже предупреждал того об опасности возвращения в Украину. Тот очень хотел приехать в декабре 2015-го, у него был план по модернизации страны, но тогда под давлением Штатов Петр Порошенко и Арсен Аваков (названы лишь они, а также националисты и Андрей Билецкий) делали заявления о возможном заключения Фирташа. То есть была политическая мотивация. И когда Шокин на этом настаивал, тогдашний президент посоветовал ему уволиться, иначе Украина не получит миллиардную помощь. А дальше – куда деваться – из патриотических побуждений он уволился.

Итак, из этого следует несколько выводов. Первый – с одной стороны экс-генпрокурор якобы и обижается на Порошенко, но подводит к тому, что тот был вынужден поступать именно так из-за давления на него со стороны американцев. Потому что те бы не дали денег. То есть при тех условиях все действовали, как патриоты. Которых загнали в глухой угол и там нагнули. Однако здесь есть важный нюанс: показания Шокина защита Фирташа обязательно использует на пользу опальному бизнесмену, чтобы не допустить его выдачи Соединенным Штатам. И, не исключено, все названные экс-генпрокурором лица будут вызваны для дачи показаний в австрийский суд. Но если Порошенко сейчас не имеет отношения к власти, то Аваков – на посту главы МВД, и негатив из-за этой истории автоматически будет бить по президенту, потому что именно он настоял на том, чтобы оставить Арсена Борисовича министром.

Второй вывод – Шокин включился (или его включили) в большую геополитическую игру вокруг Украины, которую ведут администрация Трампа и его оппоненты-демократы. Первые стремятся коррупционными обвинениями «подцепить на крючок» главного конкурента действующего президента Джо Байдена, а вторые выстраивают защиту своего вероятного кандидата на тезисе о давлении Трампа на украинскую власть. В этой игре показания Шокина имеют большое значение, потому что именно при нем в Украине расследовалось дело против компании Burisma, владельцем которой является Николай Злочевский, экс-министр экологии времен президентства Виктора Януковича (хотя расследование началось еще при Виталии Яреме). В контексте этого дела всплыло имя Хантера Байдена – сына тогдашнего вице-президента США. Сам Байден-старший подтверждал, что повлиял на увольнение Шокина. 23 января 2018 года на дискуссионной панели Совета по международным отношениям в Вашингтоне он рассказал, как в 2016-м требовал у Киева уволить генпрокурора. Тогда он рассказал и о миллиарде долларов. Так что это не новость. Новость же в том, что теперь рядом с именем Байдена всплыла еще и фамилия Фирташа. Еще одной «жертвы» американских интересов в Украине. Интересов, ради которых Байден вмешивался в украинские дела.

При чем тут Фирташ? Против него в США расследуется серьезное дело, и американцы настаивают на выдаче Австрией этого бизнесмена. Пока безуспешно, однако получить его от австрийской стороны им все же легче, чем было бы получить от Украины, с которой у американцев нет соглашения об экстрадиции. Проще говоря, если бы тот вернулся домой, то его бы отсюда Штаты не получили.

Третий вывод – именно на Шокина прямо намекал в разговоре с Зеленским Трамп. Буквально это звучало следующим образом: «Я слышал, что у вас был очень хороший прокурор, и его убрали, это очень несправедливо. Много людей говорят о том, как они убрали очень хорошего прокурора и как к этому были привлечены некоторые очень плохие люди». В этом же отрывке со знаком минус упоминаются Байден и экс-посол США в Украине Мари Йованович. На это Зеленский ответил: «Поскольку мы получили абсолютное большинство в нашем парламенте, следующий генпрокурор стопроцентно будет моим человеком, моим кандидатом, которого одобрит парламент, он начнет работу в сентябре. Он или она займется этим делом, и особенно разберется с компанией, которую вы упомянули, в этом вопросе. Вопрос расследования этого дела, на самом деле, – вопрос восстановления справедливости, поэтому мы позаботимся об этом, и мы будем работать над этим делом».

Не исключено, что показания Шокина, по замыслу кого-то очень влиятельного, должны ускорить обещанное Зеленским «восстановление справедливости». Да, это история, которая развивалась до президентства Зеленского и точно без его участия, однако проблема в том, что без помощи США Украина рискует потерять все – и политическую, и финансовую поддержку. Поэтому решать ее придется Зеленскому.

Четвертый вывод касается персонально Шокина. Напомним, 2 сентября он подал в Верховный Суд Украины иск с требованием восстановить его в должности главы Генпрокуратуры, учитывая «вновь открывшиеся обстоятельства». Судебное заседание должно состояться в следующем месяце. Теперь, похоже, становятся понятными эти «вновь открывшиеся обстоятельства». Вопрос лишь в том, что будет делать с ними Зеленский. В кресле генпрокурора уже сидит Руслан Рябошапка, поэтому Шокину там места нет. И если суд его восстановит, тогда нужно будет искать основания для увольнения кого-то из двух генпрокуроров. Трампу, как видим, нравится Шокин. Который вряд ли серьезно хочет подвинуть Рябошапку. Скорее, речь идет о моральной сатисфакции. А что со всем этим «счастьем» будут делать нынешний генпрокурор и власть в целом? Либо нужно возбуждать уголовное дело по факту вмешательства иностранного государства во внутренние дела Украины, и таким образом невольно стать игроком в американских выборах, рискуя много чем в случае поражения Трампа, либо уподобиться трем буддистским обезьянам, которые «ничего не видят, ничего не слышат, ничего не говорят».


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим