вівторок, 3 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Госдеп не доверяет: Почему Волкер обратился к народу, а не к Зеленскому В Вашингтоне не до конца понимают внешнеполитический курс команды Владимира Зеленского и самое главное – не до конца верят в честность этой команды перед украинцами

Еще в пятницу казалось, что реализация формулы Штайнмайера в максимально удобном для России варианте является практически свершившимся фактом. «Зеленый принтер» со скоростью и неизбежностью бульдозера разгонял ЦИК и расчищал остальные вероятные препятствия на пути проведения «демократических» выборов на Донбассе. Леонид Данилович Кучма рассказывал, что вскоре силы ВСУ и сепаратистов разведут чуть ли не по всей длине фронта, а вот к украинско-российской границе наши пограничники доберутся в каком-то очень необозначенном будущем. Тем временем министр иностранных дел Пристайко перед камерами признавался, что действующая власть Украины очень хочет провести местные выборы по всей стране одновременно.

И вот на выходных тональность диалога претерпела заметные изменения. Причиной, очевидно, стала деятельность специального представителя Госдепартамента США по вопросам Украины Курта Волкера, который пошел на интервью с ведущими украинскими телеканалами, где громко и четко завил, что сдаваться на условия Путина Украине пока рано. И что всеобщие выборы – это, конечно, хорошо, но выборы под дулами автоматов российских наемников и местных боевиков – это не выборы.

Другим ключевым его сообщением был тот факт, что проведения выборов при условии сохранения российского присутствия на Донбассе не требуют ни во Франции, ни в Германии. «Я часто общаюсь со своими французскими и немецкими коллегами и знаю, что они не видят возможностей для местных выборов в среде, которую до сих пор контролируют российские силы», – публично сообщил Волкер. По мнению которого «формула Штайнмайера начинается с выборов, но сначала мы должны прийти к этой точке, чтобы были свободные выборы».

В этих заявлениях американского дипломата одинаково важны как содержание высказываний, так и их форма и каналы передачи. Почему, казалось бы, Волкеру не прийти на Банковую и не сказать все то, что он сказал журналистам? Дипломаты чаще говорят с дипломатами или же с должностными лицами. И сомневаться в том, что у Зеленского приняли бы спецпредставителя по Украине в любое время дня и ночи и внимательно его выслушали, не приходится. Тем не менее, Волкер, для которого подобные моменты являются азами его профессии, делает радикально иначе, пытаясь донести свой мессидж до максимально широкой украинской аудитории, а не до команды тех, кто принимает решения. Что наталкивает на одну простую, но крайне неприятную мысль. В Вашингтоне не доверяют нынешней украинской власти. И предполагают, что команда Зеленского, желая достичь мира любой ценой, может пойти на прямой обман и попытаться убедить украинцев, что проведение местных выборов на Донбассе и начало «реинтеграции» региона фактически на российских условиях, является требованием не только Москвы, но и Парижа и Берлина. При таких условиях любые свои уступки России действующая украинская власть сможет оправдать «форс мажорными обстоятельствами», «давлением Европы», «усталостью от конфликта» и т.д.

И чтобы этого не произошло, американский дипломат обращается не к Банковой, а к Украине. И говорит, что никаких поводов для капитулянтства пока не существует.

Конечно, никакая речь не остановит Зеленского и контролируемые его командой правительство и парламент от неосмотрительных внешнеполитических шагов. Но заявления Волкера забирают у Зеленского все возможные оправдания за результаты этих шагов. Поскольку представитель Госдепа максимально четко и громко сообщил, что США, Франция и Германия не требуют от Украины мира любой ценой. И что решение о подобном мире – или же отказе от него – целиком и полностью принимается новым политическим лидером и его командой. Им за него придется и отвечать.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим