Заявление президента Молдовы Игоря Додона две недели назад прозвучало достаточно фантастически. Суть его заключалась в том, что министр обороны России Сергей Шойгу якобы предложил президенту начать утилизацию боеприпасов из гигантских российских арсеналов, оставленных в свое время на территории непризнанного Приднестровья.
Фантастичности заявлению добавляла специфика самой фигуры Додона – наверное, единственного президента на планете, которого дважды официально отстраняли от выполнения обязанностей. А также отсутствие информации относительно предложения Шойгу на сайте российского Минобороны.
Наконец, заявление Додона прозвучало на фоне того факта, что переговоры о вывозе российских боеприпасов продолжаются уже двадцать лет. И речь идет не столько о сотне тысяч тонн собственно боеприпасов и военного имущества, которые тихо и спокойно догнивают себе на складах, а о российских войсках, которые до сих пор эти боеприпасы охраняют. Находясь на территории Молдовы без разрешения Кишинева.
Поэтому когда после сенсационного заявления Додона, сделанного в сети Facebook, наступила двухнедельная пауза, никто особенно не удивился.
Однако вчера глава МИД России Сергей Лавров все подтвердил. Непосредственно после переговоров с молдавским коллегой Нику Попеску. По его словам, Москва настроена на утилизацию боеприпасов, хранящихся на складах в селе Колбасна на территории непризнанного Приднестровья. И даже готова сделать все своими силами и за свой счет. Вот только подготовка к подобному масштабному шагу займет не меньше, чем год. В течение которого будет происходить серьезный разговор на эту тему.
Не сложно догадаться, какой будет тема этого разговора. Поскольку еще в 2003 году Москва была готова начать вывоз боеприпасов из Приднестровья на условиях возвращения данного региона в состав Молдовы с особыми правами и особым статусом. Прошлый президент Молдовы Воронин от предложения отказался. Чем затормозил процесс вывоза на 17 лет.
И вот сейчас новое правительство Молдовы во главе с премьер-министром Майей Санду – ну и в сотрудничестве с президентом Додоном, – должно принять решение относительно того, соглашаться ли на особый статус Приднестровья или подождать еще лет 15-20.
Знаково, что на переговоры по этому поводу полетит в Кишинев вице-премьер России Дмитрий Козак, тот самый, который вел переговоры с Ворониным в 2003 году. Так же знаково, что Джон Болтон, который наведывался неделю назад в Кишинев и преследовал цель, скорее всего, по мере сил уравновесить влияние российского лобби на правительство Молдовы, на этой неделе был отправлен в отставку.
На данный момент невозможно спрогнозировать ни какими будут российские предложения относительно Молдовы, которые, наверное, подверглись трансформации за все эти годы, ни, тем более, каким будет ответ официального Кишинева.
Но благодаря всему этому процессу у Украины появляется на самом деле уникальный шанс – посмотреть на то, как будет выглядеть реинтеграция Донбасса со стороны. К тому же, на примере Молдовы и Приднестровья, где несмотря на все, с периода активных боевых действий прошло 27 лет, и градус взаимной ненависти заметно ниже, чем в нашем случае. Хочется надеяться, что опыт соседей будет внимательно изучен и использован в пользу Украины.
Тарас Паньо / Depo.ua