четвер, 5 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Выборы в России: Путину пора менять партию и «включать Сталина» Единороссы тотально сдали позиции по всей России. Точнее, везде, где не смогли прикрыть свое фиаско вбросами

В России прошел «Единый день голосования». Выборы прошли в 27 регионах, в 16 из которых выбирали губернаторов. В Москве выбирали депутатов Мосгордумы, но оппозиционные кандидаты к голосованию допущены не были. Тем не менее «Единая Россия», хотя и не проиграла выборы в Моссовет, получила большинство всего в один голос.

Разумеется, все проходило в лучших российских традициях, с открытым вбросом бюллетеней, для чего традиционно используют учителей как наиболее аморальную категорию населения, легко и почти бесплатно идущую на все, с нападениями на наблюдателей, и с прочей грязью, которая традиционно сопровождает любые выборы в России.  Явка была низкой, в среднем в районе 30%, общее настроение — на редкость унылым. Но была и новая деталь — «умное голосование», предложенное Навальным и его сторонниками, —  «голосуйте за кого угодно — только не за единороссов, но все-таки голосуйте, чтобы ваш бюллетень не использовали без вас» , — сработало.  Единороссы тотально сдали позиции по всей России, точнее, везде, где не смогли прикрыть свое фиаско вбросами. Это еще не проигрыш — но уже и не «140% голосов за ЕР».

Конечно, кризис «Единой России» начался не вчера. Самые дальновидные чиновники давно начали дистанцироваться от «Партии жуликов и воров». Но такого крупного провала у ЕР-ПЖиВ еще не было.

С одной стороны, можно констатировать, что «лед тронулся». С другой, тронулся он все-таки как-то робко. Во-первых, массированных вбросов никто не отменял и большое количество жуликов и воров, включая  Александра Беглова, губернатора Петербурга, где, как и положено колыбели  путинизма, выборы были тотально  сфальсифицированы, все-таки записало себе победу.  Во-вторых, с альтернативами ПЖиВ все обстоит довольно бледно. Несмотря на то, что предложение об «умном голосовании» исходило от Навального, его основными бенефициарами стали  КПРФ и ЛДПР. Впрочем, даже так называемые «демократические кандидаты», которые пробились в совсем уже незначительном количестве — «Яблоко», «Справедливая Россия» и самовыдвиженцы, подержанные Навальным, могут быть названы «демократическими» только очень и очень условно.

В целом, никакого чуда не произошло. Да, выборы подтвердили недовольство Путиным и усталость от него, а также отторжение избирателями самого бренда «Единой России», что уже давно не является новостью. Но одновременно они продемонстрировали и полное отсутствие по-настоящему демократических альтернатив.

Российское общество глубоко пропитано тоталитаризмом и почти неизлечимо, во всяком случае, гарантированно неизлечимо в течение жизни, как минимум, двух поколений. В нем просто нет сегодня запроса на демократию, и даже условно-прозападная часть населения крупных городов, считающаяся по российским меркам «демократически ориентированной», и составляющая даже в городах-миллионниках абсолютное меньшинство, может быть названа сторонниками демократии лишь с огромными оговорками.

Таким образом, на повестку дня все более явственно выходит замена Путина, а также окружающих его декораций: ближнего круга  «питерских» и наиболее одиозных структур, включая ЕР. Сам Путин, конечно, будет против, но система им легко пожертвует, а нарастание критики в адрес Путина даже в еще недавно абсолютно лояльных ему СМИ говорит о том, что такая замена исподволь готовится. Иной вопрос, каким будет Постпутин.

Очевидно, что Постпутин будет отвечать запросу большинства россиян, независимо от того, каким будет формальный механизм его замены.  По сути же, он будет приведен к власти одновременно и демократическим и директивным путем. Его неизбежная директивность, выраженная в назначении сверху, «вот вам новый царь,  служите ему верно», будет демократично отвечать реальному запросу российского населения на поставленного над ними царя. Без такого запроса система российской власти рассыпалась бы в пыль за несколько суток, поскольку даже самая свирепая диктатура всегда опирается на молчаливое согласие большинства с тем, что именно такая форма правления наиболее уместна и желательна.

Что же касается фигуры Поспутина, то в России сейчас сильно вырос запрос на реинкарнацию Сталина — и именно такого царя россияне, к их полному восторгу, и получат. Вероятно, это произойдет уже довольно скоро, в ближайшие год-два. Так что  ни о каком развороте наших северных соседей в сторону демократии в обозримой перспективе нет и речи.

Для Украины это означает крайнюю нежелательность любого сближения с Москвой, в любой возможной сфере. Независимо от того, как скоро сменится власть в Кремле, и кто персонально придет на смену Путину, наилучшим курсом для нас является максимальное отчуждение, и последовательное сворачивание любых связей с Россией, — экономических, политических и культурных, какими бы выгодными, естественными и исторически обусловленными они ни казалось. Поскольку не только ПЖиВ и Путин, но и любые кремлеорганические соединения крайне токсичны для любой демократии, как пресловутый «Новичок» — а для неокрепшей демократии они токсичны втройне.

То, насколько заразным может быть вирус ПЖиВ, и порождаемое им желание перейти от популизма к диктатуре, мы наблюдаем в Украине уже сегодня.  Определенно, близкие контакты с россиянами не на пользу никому из украинцев — ни юмористам, ни политикам, ни простым избирателям.


Сергей Ильченко / Деловая столица
Поділіться цим