субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Рука Москвы из Новой Зеландии: Почему Билецкий и Ярош должны заступиться за Bellingcat Следует помнить, что конек Кремля – это как раз проведение информационных кампаний, в рамках которых успешно связываются друг с другом несвязанные вещи вкупе с откровенными фейками

Широко известная, прежде всего за свой вклад в изучение обстоятельств крушения малайзийского авиалайнера рейса MH17, группа расследователей Bellingcat 4 сентября пожаловалась на поступающие в ее адрес угрозах со стороны украинских праворадикалов, о деятельности которых, заметим, группа также опубликовала не один материал. Угроза, как сообщается в Twitter-аккаунте Bellingcat, представляла собой ссылку на видеоролик, отправленную одному из расследователей. В ролике представлены фото «расстрелянных» работников группы. В описании к видео говорится: «Это видео является своеобразной инструкцией о том, как бороться с нашими врагами».

В самой Bellingcat, уже обратившейся к правоохранителям, считают, что поводом для угроз являются их расследования об украинских националистах, и в первую очередь о продаже в украинском Telegram-канале бумажных копий 73-страничного манифеста невежды, с трудом окончившего школу, из Австралии Брентона Тарранта, устроившего 15 марта кровавую бойню в мечетях новозеландского города Крайстчерч — Ан-Нур и Исламском центре Линвуд. В результате этого одного из самых кошмарных терактов в истории, причем не только Новой Зеландии, стал 51 человек.

Экстремистскую чушь на бумагу

Мировоззрение Тарранта было несколько бессвязно изложено в виде различных клише, надерганных у Брейвика и прочих ксенофобов, на страницах опубликованного в сети манифеста. И, как оказалось, дело Тарранта, как и Брейвика, продолжает жить. Его история окончена не была, поскольку тот его, с позволения сказать, труд принялись распространять на просторах интернета: на болгарском, французском, немецком, испанском, хорватском, венгерском, польском, украинском и русском. О чем 14 августа в своем расследовании подробно рассказала Bellingcat. В нем группа сосредоточилась на распространении манифеста Тарранта в Украине. И выявила, что копии в виде книг (еще и издатель нашелся) на украинском языке продаются в Telegram-канале с тысячей подписчиков за 100 грн (примерно $4).

Русскоязычные версии продвигает социал-националистическая организация родом из России, двое лидеров которой — Алексей Левкин и Иван Михеев — в 2014 г. обосновались в Киеве. Что занятно, согласно расследованию, многие члены Wotanjugend, выступающие против Кремля, поддерживали протесты на Майдане, а после вторжения российских войск сражались вместе с «ультраправыми батальонами», включая «Азов». И сейчас Wotanjugend связывают с «Азовским движением». Возвращаясь же к манифесту стрелка из Крайстчерча, отметим, что, как установила Bellingcat, он продвигается посредством Telegram-канала Wotanjugend с 7,5 тыс. подписчиков, а также на сайте организации. Правда, на сегодняшний день и статья о Тарранте, правда, сохранившаяся в кэше Google, и сам текст манифеста (http://wotanjugend.info/brenton-tarrant-manifest) на сайте уже отсутствуют.

Кто является «потребителем» контента сайта Wotanjugend? В материале Bellingcat, опубликованном, напомним, 14 августа, со ссылкой на сайт анализа трафика Alexa за последние 30 дней, отмечалось, что 87% трафика приходится на Россию. И, несмотря на такую красноречивую информацию, продажа и распространение манифеста Тарранта прежде всего ударили по Украине, в глазах мира «приютившей» маргиналов-фанатов стрелка.

Спустя неделю публикация Bellingcat аукнулась Украине — премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн заявила, что свяжется с Киевом и обсудит «отвратительную» продажу манифеста. Репутации Украины был нанесен ущерб. И, мало того, кремлевские идеологемы о фашистах с окровавленными руками, ногами и прочими частями тела, стоящих на каждом углу каждой украинской улицы.

Однако еще больший ущерб как репутации Украины, так и расследованию катастрофы MH17 ожидается непосредственно из-за сообщения Bellingcat о поступающих в ее адрес угрозах. Поэтому было бы неплохо украинским правым партиям и политикам («Национальному корпусу», «Свободе», «Правому сектору» и т. д.) осудить эти угрозы и объявить о том, что они берут Bellingcat под свою защиту с целью сведения на нет ущерба для репутации государства.

MH17 и Цемах

Расследовательская группа Bellingcat во многом свой авторитет заработала благодаря изучению обстоятельств трагедии и поиску виновников, а также укрепила свое реноме расследованиями по отравлению Скрипалей в Солсбери. Теперь же людям, которые провели титаническую работу, позволившую нивелировать заявления России о вине Украины за крушение малайзийского «Боинга», в Украине угрожают. Что, в свою очередь, отбрасывает тень на расследование дела MH17, вносит разлад и подрывает доверие к Украине. Хотя, казалось бы, темы стрельбы в Крайстчерче и сбитого авиалайнера не имеют ничего общего.

Но следует помнить, что конек Кремля — это как раз проведение информационных кампаний, в рамках которых успешно связываются друг с другом несвязанные вещи вкупе с откровенными фейками. И при этом Россия располагает внушительным инструментарием для осуществления задуманного. Если говорить о распространении манифеста, то нужно ответить на вопрос: а слишком уж сложно российским спецслужбам организовать работу вышеупомянутых Telegram-каналов и сайта и финансировать распространителей и найти полезных идиотов в Украине? Тем более, напомним, Wotanjugend — российская организация.

Схема простая, но эффективная. И, похоже, является одним из элементов очередной медиакампании России, направленной против расследования по делу MH17, заметно интенсифицированной в этом году — после того, как Совместная следственная комиссия (Joint Investigation Team) презентовала доклад по расследованию и назвала имена ключевых подозреваемых. Это Москва еще могла стерпеть, ведь у нее был козырь — премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, который с 31 мая периодически заявляет, вопреки позиции прокуратуры своей страны, о том, что доказательства вины России не убедительны. К слову, последнее такое заявление Мохамад сделал на следующий день после сообщения Bellingcat об угрозах — 5 сентября.

Малайзийского премьера и нападки на Bellingcat, стоящей поперек горла у Москвы, вытащили на свет неспроста. Ситуация с MH17 для Кремля становится все тревожнее с тех пор, как в начале июля стало известно, что сотрудники СБУ на собственной квартире в оккупированном Снежном захватили и вывезли Владимира Цемаха, в 2014 г. командира «Славянской бригады противовоздушной обороны ДНР» в том самом Снежном, недалеко от которого и был сбит самолет. Цемах — невероятно ценный свидетель, общения которого с JIT Россия всеми силами стремится избежать. Как сообщали ранее СМИ, Москва требовала включить его в список на обмен, в итоге сорвавшийся, поскольку у Зеленского, вероятно, вняли настоятельным просьбам Нидерландов не отдавать Цемаха россиянам. Будет ли в дальнейшем и как долго украинский президент прислушиваться к просьбам из Европы, вопрос очень интересный. Зеленский поставил освобождение украинских политзаключенных во главу своего списка приоритетов. Чем больше он медлит, тем серьезнее его политические потери. Но они будут куда больше, если Цемах уплывет из рук, а шансы завершения расследования и начала судебных процессов над виновниками крушения авиалайнера станут нулевыми. И второй вариант кажется все более реалистичным, поскольку 5 сентября Киевский апелляционный суд выпустил Цемаха под личное обязательство. Не станет сюрпризом, если уже скоро боевик исчезнет и не в рамках обмена с Кремлем, а: «Он просто убежал. Простите, Нидерланды».


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим