п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Георгий Кухайлешвили: Китайский тупик Трампа Американские санкции против Поднебесной вряд ли помогут усмирить Северную Корею

На днях Администрация президента США Дональда Трампа ввела санкции против китайского банка Dandong, торговой компании Dalian Global Unity Shipping и двух граждан КНР, – пишет Георгий Кухайлешвили для 112.ua. – Данные учреждения лишаются доступа к американской финансовой системе, поскольку они содействовали Северной Корее в осуществлении незаконных финансовых операций, отмывании денег и имели с ней коммерческие связи.

Министр финансов США Стив Мнучин убеждён, что санкции направлены не конкретно против Китая, а против отдельных лиц, замешанных в связях с КНДР. Дополнительно в канун 20-й годовщины возвращения Гонконга в состав Китая США одобрили поставку на остров Тайвань радаров, ракет и торпед на сумму 1,4 млрд долл. Пекин заинтересован вернуть контроль над данным островом, который отделился и существует как частично признанное государство после установления коммунистического режима на территории континентального Китая в 1949 г.

Цели антикитайских санкций

Команда республиканцев рассчитывает на то, что санкции окажут отрезвляющий эффект на Китай для того, чтобы побудить китайские банки и фирмы прекратить взаимодействовать с северокорейской стороной. Ухудшение отношений из-за Северной Кореи не выгодно для обеих стран. Китайская и американская экономика взаимосвязаны. Китай является основным кредитором США. По данным Конгресса, двусторонний товарооборот между двумя странами вырос с 2 млрд до 579 млрд долл. за последние 37 лет. Своими действиями США дают понять, что если Китай не будет самостоятельно пресекать сотрудничество отдельных китайских фирм и банков с КНДР, то этим займётся Вашингтон. В чёрный список попадут другие китайские учреждения. Пентагон продолжит вооружать Тайвань, чьё руководство не горит желанием возвращаться в состав Китая.

Антикитайские санкции – это результат тупикового положения, в котором оказались США в процессе решения северокорейской проблемы. Санкции против КНДР, которые Дональд Трамп продлил ещё на один год, не дают эффекта. Пхеньян продолжает разрабатывать баллистические ракеты. Недавно были произведены испытания двигателя для межконтинентальной баллистической ракеты. Решение северокорейской проблемы путём нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам, задействованным в разработке и тестировании ядерного оружия, упирается в позицию Южной Кореи. Президент Южной Кореи Мун Джеин выступает против ужесточения давления на КНДР. Сеул опасается, что в качестве акции возмездия северокорейские военные уничтожат южнокорейские города из дальнобойной артиллерии.

Предпринимать односторонние действия в отношении КНДР, игнорируя позицию Южной Кореи, Дональд Трамп не заинтересован. Сейчас не лучшее время для ухудшения американо-южнокорейских отношений. В ходе недавней встречи с Мун Джеином Дональд Трамп договорился об увеличении поставок сжиженного газа в Южную Корею и новых инвестициях в американскую экономику. Трамп решил пойти по более тернистому пути и ввёл санкции против партнёров Северной Кореи в Китае. От торгово-экономических отношений с Китаем зависит выживание населения Северной Кореи. Северокорейцы зависят от поставок продовольствия и энергоресурсов из Китая. Товарооборот между КНР и КНДР в 2014 г. составил 6,8 млрд долл. – 70% от общего торгового оборота Пхеньяна.

Сомнительная инициатива

Американскому руководству не стоит недооценивать китайских коллег. США уже вводили санкции против Китая в 1989 г. незадолго после разгона демонстрации сторонников демократизации страны на площади Тяньаньмень в Пекине. Тогда Администрация президента Джорджа Буша-старшего заморозила деятельность фондов, которые содействовали активизации двусторонней торговли между США и Китаем. США вводили санкции под предлогом нарушения китайским руководством прав человека.

Санкции отменили в 90-е после окончания «холодной войны». Особого эффекта они не принесли. Китай не стал более демократичным государством. Компартия до сих пор имеет монопольное положение в политической системе и в обществе. В стране практикуется смертная казнь. Китай развивается на своей волне, делает упор на углублении свободных рыночных отношений при сохранении социалистического строя. Северная Корея – это заноза для Китая, но вырвать её невозможно по ряду причин.

Полностью перекрыть кислород Северной Кореи со стороны Китая невозможно. Китайское руководство уже принимало ограничительные меры в отношении КНДР. В феврале 2017 г. Китай отложил закупки северокорейского угля до конца года. На днях китайская компания China National Petroleum Corp. отложила поставки в Северную Корею бензина и дизельного топлива. Однако оба народа всё равно продолжают торговать на чёрном рынке. В приграничных районах Китая и Северной Кореи процветает контрабанда. Из Северной Кореи в Китай нелегально переправляются баржи, гружёные углём. Среди китайцев популярны северокорейские морепродукты, особенно моллюски, которые также завозятся в Поднебесную.

Для некоторых китайцев Северная Корея – это идеологический символ. Компартия не может полностью оборвать связи с КНДР, поскольку её действия не поймут коммунисты старой закалки, для которых поддержка северокорейцев является проявлением политической солидарности. Китайская армия изменила ход Корейской войны (1950-53 гг.) в пользу северокорейских коммунистов, оттеснив американские войска за 38 параллель (государственная граница Южной и Северной Кореи). Лидер коммунистической революции в Китае Мао Цзэдун поддерживал развитие северокорейской государственности. Своему существованию КНДР обязана Китаю, который в течение десятилетий выступал гарантом безопасности коммунистического режима.

Китайские коммунисты воспринимают КНДР как буферную зону, которая ограждает Китай от американских военных баз в Южной Корее и Японии, в существовании которых они видят угрозу для своей безопасности. Китай не поддерживает размещение на территории Южной Кореи средств противоракетной обороны США.

Контрмеры Китая

Не исключено, что кроме испорченных отношений с Китаем новые санкции США ничего не принесут. Отношения США и Китая были сложными до ввода данных санкций. Обе страны претендуют на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Китай уже давно перестал быть наименее развитой страной и заинтересован в том, чтобы с его интересами в АТР считались все. Санкции и поставки вооружений на Тайвань могут трактоваться китайскими чиновниками и военными как недружественный акт со стороны США.

В ответ китайцы могут продолжить укреплять собственный военно-морской флот в качестве противовеса Тихоокеанскому флоту США. По данным издания The National Interest, Китай планирует построить 351 военный корабль до 2020 г. Он продолжит создавать военные объекты в Южно-Китайском море в районах торговых судоходных путей. Недавно были опубликованы снимки со спутника, которые свидетельствуют о том, что Китай построил новые склады для ракет, радары и транспортную инфраструктуру на трёх островах из архипелага Спратли, контроль над которым оспаривают страны АСЕАН.

Нынешние санкции могут навредить перспективам отношений США и Китая. Сравнительно недавно, в апреле, президенты Дональд Трамп и Си Цзиньпинь договорились о сотрудничестве по северокорейской проблеме. Чтобы поиграть на нервах у США, Китай может начать ситуативное сближение с РФ: активизировать переговоры о реализации газопровода «Сила Сибири» или взаимодействие в военно-политической сфере. Американская политическая элита должна понять, что принудить Ким Чен Ына отказаться от ракетно-ядерной программы можно только в Северной Корее, даже если для этого придётся применить военную силу. По крайней мере санкции против Китая ради принуждения Северной Кореи – это не лучший вариант решения проблемы.



Поділіться цим