п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Гамбит Суркова: Что Россия захочет за «быстрый нормандский саммит» Команду Владимира Зеленского все настойчивее подталкивают к прямым переговорам с сепаратистами

На вчерашней встрече советников лидеров стран «нормандского формата» Россия попыталась продать свое согласие на быстрое проведение полноценного саммита. Цена будет высокой, и платить ее придется в основном Украине.

На протяжении последних двух недель могло показаться, что Украина, Франция и Германия живут в какой-то одной политической реальности, а путинская Россия – совсем в другой

Президент Украины Владимир Зеленский говорил о необходимости саммита в «нормандском формате» уже в ближайшие недели. Его европейские коллеги Эммануэль Макрон и Ангела Меркель также четко и недвусмысленно говорили о саммите в сентябре. Зато российский президент, который всегда охотно встречался с европейскими коллегами, когда те считали нужным с ним общаться, упрямо хранил молчание.

Более того, министр иностранных дел России оглашал длинный список предпосылок для встречи на высшем уровне. По мнению Сергея Лаврова, перед встречей нужно было «осуществить устойчивое разведение сил и средств на Донбассе», «зафиксировать на бумаге» формулу Штайнмайера, а еще «понять позицию нового правительства Украины» относительно Минских договоренностей. Так, будто эту «священную дипломатическую корову» не одобрили все украинские, российские, европейские и американские политики и то не по одному разу.

Даже два дня назад помощник Владимира Путина Юрий Ушаков заявлял, что Россия, в принципе, не против предложения Парижу провести саммит во Франции. Но до этого момента Украина, по мнению кремлевского политика, «должна выполнить или по крайней мере начать выполнять свою домашнюю работу в контексте реализации минского комплекса мер и реализации решений нормандских саммитов 2015 и 2016 годов».

Поэтому, по большому счету, вчерашняя встреча в Берлине с участием Суркова – единственное достоверное свидетельство того, что в подготовке к саммиту, о котором как Зеленский, так и Макрон и Меркель говорили как о свершившемся факте, какой-то интерес проявляет и Россия. Что, наверное, является хорошей новостью.

Зато есть и плохая новость. По данным российских СМИ, в частности «Коммерсанта», российская сторона и дальше будет настаивать на том, чтобы до начала встречи Украина если и не выполнила, то по крайней мере начала выполнять два важных решения. Первое из них – это разведение сил в районе Петровского и Золотого. Что, наверное, и будет выполнено. А вторым условием, собственно, и является кодификация формулы Штайнмайера. Но сам факт принятия этих решений – это только половина проблемы. Наиболее неприемлемым для Украины, очевидно, является требование, чтобы оба этих вопроса Украина обсуждала с представителями ОРДЛО.

Во-первых, это означает, что команду Зеленского все настойчивее подталкивают к прямым переговорам с сепаратистами. Проще говоря, к безвыигрышной рулетке, в которой Россия может диктовать нам условия, но ответственность за выполнение встречных условий украинской стороны будет нести не Кремль, а самопровозглашенные «республики». Проще говоря – никто.

Во-вторых, не только реализация, но и кодификация формулы Штайнмайера в ее теперешнем неопределенном виде – без четкого определения того, как должны выглядеть «честные и справедливые» выборы на Донбассе, является банально невозможной. И конкретизировать этот сомнительный продукт немецкого дипломатического гения в течение недели-двух не представляется возможным. То есть в случае принятия эта формула превратится в очередные Минские соглашения – документ, который говорит правильные вещи, но из-за отсутствия механизма их реализации особой практической ценности не составляет.

Удастся ли реализовать этот блеф Суркову, который откровенно и цинично будет играть на желании Зеленского, Меркель и Макрона получить саммит любой ценой, покажут ближайшие дни. Но сейчас речь идет о ситуации, при которой Украине предлагают заплатить заметную геополитическую цену за обещание Путина приехать на саммит, где он сможет еще раз повторить несколько пропагандистских клише и спокойно вернуться домой.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим