Тема отношений Украины с Россией не в ключе войны, а в ключе переговоров и возможного потепления становится все более актуальной: откупорен «Минск», моряков все хотят освободить, Зеленский говорит с Путиным, для корпорации Пинчука отменили российские санкции, а в ОРДЛО уже будто бы готовы признать Зе президентом Украины.
Тем временем новый формат отношений требует от сторон несколько откорректировать свою политику в отношении страны-соседа. Какими же будут направления такой коррекции и ее возможные последствия.
Тепло от Зеленского
Очевидно, что потепление между Россией и Украиной так или иначе связано с победой Владимира Зеленского. Его предвыборная и поствыборная риторика содержит много указаний того, что восстановление, по крайней мере, мирного сосуществования стран является его целью. Он первым осуществил шаги навстречу Путину, сделав несколько публичных реверансов и позвонив ему относительно захваченных украинских моряков.
И моряков, вероятно, скоро отпустят. Как заявил адвокат захваченных украинцев Николай Полозов, вопрос об их освобождении пока рассматривается в следственном управлении ФСБ. И все идет к тому, что освобождение является чрезвычайно близким.
Мы не знаем, о чем конкретно и в каком тоне говорил Зеленский с Путиным. Но факт: Путин может пойти навстречу. Хотя моряки должны быть освобождены благодаря решению Трибунала ООН.
Дополнительным свидетельством намерения Зеленского разрулить вопрос войны является возобновление переговоров в Минском формате, которые уже имеют определенные успехи. Зеленский настроен выполнить все минские договоренности, как только в его руках будет действующая Верховная Рада. И не приходится сомневаться, что соответствующие законы, которыми будет формализирован в украинском законодательстве особый статус ОРДЛО и организованы там местные выборы, Зеленским и его большинством будут выполнены.
Видим мы и определенные уступки России. Речь идет и о намерении наконец освободить моряков, и о более рассудительном тоне ведения переговоров в Минске — как со стороны представителей РФ, так и со стороны лидеров боевиков «ЛНР» и «ДНР». Выглядит так, будто им пришло указание из Москвы — несколько «попуститься» и приготовиться к ослаблению режима противостояние ради того, чтобы войти наконец в процесс реинтеграции в Украину.
Дошло до того, что когда в Донецке на днях был устроен митинг за независимость «ДНР» от Украины, условно «официальная» власть в лице главаря ОРДО Пушилина пыталась погасить это проявление «сознания».
Еще одним шагом навстречу со стороны Кремля можно считать событие, которое произошло на прошлой неделе: Евразийская экономическая комиссия, где главной скрипкой, разумеется, является Россия, приостановила действие антидемпинговых пошлин на украинские стальные цельнокатанные колеса в размере 34,22%. Это повод радоваться для олигарха Виктора Пинчука, ведь на его компанию «Интерпайп» приходится более 90% импорта железнодорожных колес в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По данным «Схем», этот производитель только за пять месяцев 2019-го продал на России трубы и колеса на сумму свыше 1 млрд грн.
А Пинчук, напомним, хоть и незримо, но явно присутствует в новых украинских политических раскладах: он и Кучму подтянул к Зеленскому, и помогает ему с контактами в США, и пристраивает своих людей в новую власть, и является одним из центров влияния в новой Раде. Поэтому стоит ожидать роста его влияния. Тем более, что Пинчук фактически является кадровым агентством для новой власти: выпестованные им кадры через обучение и стажировку в Европе и за океаном, так или иначе, входят в исполнительную и законодательную власть Украины.
Еще одним интересным моментом потепления является то, что будущие переговоры между Украиной и Россией не будут требовать участия в них тяжеловесов типа Трампа или Макрона. Это не нужно в первую очередь самому Зеленскому, потому что свяжет ему руки в вопросах поиска возможного компромисса.
Скорее всего, Зеленский и Путин впервые будут говорить друг с другом в очном режиме в том же Минске. Хотя он и настаивал на нормандском формате. И, вполне может быть, будут говорить с глазу на глаз. Именно про формат таких переговоров, скорее всего, говорил Зеленский с Лукашенко во время телефонного разговора 31 июля — украинскому лидеру важно было получить от своего белорусского коллеги подтверждение, что батька готов обеспечить проведение встречи. Теперь Зеленский может переходить к следующей стадии — обсуждению конкретного формата предстоящего минского саммита с Путиным.
Выглядит так, что вопрос Крыма новый президент Украины решил вынести за скобки, чтобы он не висел дамокловым мечом над вопросом Донбасса.
Развилки Путина
На России в настоящее время украинский вопрос выглядит несколько зависшим. После того, как Виктор Медведчук фактически проиграл парламентские выборы, потерял позиции в минском диалоге и доступ к телу президента, который он имел до вхождения Зеленского в здание на Банковой, в Кремле заметна некоторая растерянность.
Эксперты по России говорят о том, что вопрос Украины у Путина поставили на паузу именно из-за неопределенности относительно дальнейших шагов. Обусловлено это тем, что в Кремле есть две группы, которые пытаются навязать Путину свои услуги на украинском направлении. Речь идет якобы про того же Виктора Медведчука и демонического Владислава Суркова, который был архитектором «ДНР» и «ЛНР» и сыграл значительную роль в развязывании войны на украинском Востоке.
После потери влияния на «Минск» и украинское руководство, Медведчук тем не менее пытается доказать Путину свою эффективность, устраивая то круглые столы в Страсбурге со своими мирными инициативами, то пленных украинцев освобождает из ОРДЛО. Также Медведчуку удалось приватизировать российскую тему в украинском информационном пространстве, что дает ему дополнительные аргументы в ведении кремлевских интриг.
Тем временем Сурков, который в последние годы утратил свое влияние на формирование украинской повестки в Кремле, после победы Зеленского несколько приободрился. Ему удалось через украинских олигархов (вероятно, в их числе и Виктор Пинчук) наладить диалог с Офисом Зеленского.
Результатом именно этого диалога стал звонок Зеленского Путину. В этом же ключе можно рассматривать и вероятное возвращение моряков, и активизацию минского процесса. И чем быстрее Суркову удастся побудить украинскую сторону к имплементации минских соглашений, тем меньше шансов у Медведчука сохранить свое влияние на Кремль. Именно поэтому мы и наблюдаем попытки мужа Оксаны Марченко любой ценой показать, что «Минск» без него невозможен.
У Суркова же в этом противостоянии есть большой провал: он никоим образом не влияет на российский вектор в украинском информационном пространстве, где у Медведчука есть три телеканала.
Но если Суркову удастся заполучить лавры вследствие организации встречи Зеленского с Путиным в Минске и дальнейшей имплементации минских соглашений — он сможет доказать собственную эффективность и вернуть свое влияние в Кремле.
На руку Суркову играет то, что украинская сторона согласилась транслировать в Москву и в информационное пространство месседж о лишении Медведчука каких-либо полномочий в плане участия в переговорах. Мол, нет его в процессе.
Ну и еще одним фактором его возможного будущего успеха является совместное с Зеленским стремление как можно быстрее разрулить всю эту ситуацию.
И оба теперь будут всеми силами пытаться сохранить этот желанный, но такой хрупкий баланс и довести проект до реализации. Ну и не надо забывать, что в самый ответственный момент всю игру за секунду могут сломать или какая-то непредсказуемость в голове Путина, или медвежье желание одного большого дяди из Белого дома перемешать фигуры на этой шахматной доске.
Антон Коломойцев / Depo.ua