п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

План Путина: Что ждет украинскую ГТС Заключение может даже выгодного, но краткосрочного контракта на транзит газа в Европу, которое вскоре предложит на трехсторонних переговорах «Газпром», является для Украины крайне опасной альтернативой

О том, что трехсторонние газовые переговоры между Украиной, Россией и ЕС относительно транзита российского газа через нашу территорию после 2019 года продвигаются далеко не идеально, догадываются, пожалуй, все. Очередной раунд этих переговоров состоялся в начале мая, стороны заявили о «конструктивном характере разговора», не приняли ни одного решения и успешно разошлись на каникулы. До второй половины сентября. Это при том, что жить действующему газовому договору от этого момента останется три месяца. А тем временем в прессу понемногу просачиваются слухи о российской тактике на тех сентябрьских переговорах.

Суть ее, по информации Reuters, будет сводиться к тому, чтобы заключить с Украиной максимально краткосрочный контракт, чтобы успеть достроить и ввести в эксплуатацию как «Северный поток-2», так и «Турецкий поток», который, скорее всего, из Турции все-таки дотянется до Европы.

«Украина хотела бы долгосрочный договор, десятилетний. Нам это невыгодно: нам бы хватило и года, чтобы мы собрались с силами и запустили все эти потоки», – передает слова неназванного источника информагентство. Источники агентства в Евросоюзе и два других источника, знакомых с планами «Газпрома», подтвердили эту информацию.

Понятно, что после ввода в действие двух трубопроводов суммарной мощностью более чем 80 миллиардов кубометров в год украинская ГТС, в лучшем случае, будет выполнять роль резервного канала газового транзита в какие-то особо суровые зимы. Или же, если альтернативная энергетика в ЕС будет развиваться нынешними темпами, то через год-третий и «резерв» может стать ненужным.

Параллельно с тем компания Nord Stream 2 AG подала иск в Суд Европейского Союза в Люксембурге. Суть иска — требование отменить действие поправки к Газовой директиве ЕС на «Северный поток-2», поскольку на момент ее принятия европейская часть газопровода уже была завершена. Суть поправки, которая не нравится компании Nord Stream 2, это требование того, чтобы добыча и транспортировка газа не находились под контролем одной компании, а использование каждого конкретного газопровода разрешалось различным компаниям. Таким образом в «Газпроме» хотят сохранить полный контроль над «Северным потоком-2» в своих руках. Впрочем, даже если судебное решение выйдет не в пользу российского монополиста, ничто не помешает создать марионеточного оператора газопровода, а «зайти» в трубу на территории России, кроме Газпрома, тоже не сможет никто. И даже санкции против участников строительства «Северного потока-2», о которых всерьез подумает на следующей неделе Конгресс США, вряд ли остановят завершение строительства российского газопровода, пусть даже и увеличат его цену. Поэтому Украине, скорее всего, все-таки придется столкнуться с предложенной «Газпромом» альтернативой. И рассчитывать здесь на какую-то излишне эффективную помощь ЕС не стоит.

Поскольку в Кремле явно затягивают переговоры относительно заключения договора до последнего момента. Когда на руках России будут два козыря. Первый из которых – весьма обеспокоенная европейская сторона, перед которой предстанет очередная зримая перспектива остаться без газа в результате новой «транзитной войны» между Украиной и Россией. При таких условиях европейские участники переговоров будут поддерживать, наверное, позицию Украины, но без особого внутреннего азарта.

А вторым фактором, который потенциально также сыграет не в пользу Украины, будет то, что российская сторона может предложить весьма привлекательные условия транзита на следующий год-второй. И ключевые украинские чиновники вполне могут принять решение о том, что подобный временной лаг является вполне достаточным, чтобы пустить вещи на самотек, сделав ставку на то, что «за столько времени все само рассосется».

Хотя какую бы тактику не выбрала Украина в этих переговорах, заключить соглашение «навсегда» все равно, конечно, не получится. Поэтому проблема дальнейшего существования украинской ГТС и сценариев ее возможного использования останется одинаково острой хоть при двухлетнем, а хоть и при пятилетнем контракте.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим