п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Три гетьмана: Зачем Зеленский дает делить вице-спикерство Порошенко и Медведчуку «Отцы» и «матери» украинской демократии могут дать карт-бланш «зеленому» большинству

Потенциальный спикер парламента Дмитрий Разумков предложил оппозиции назвать кандидатуру вице-спикера, но с этим у «Оппоплатформы», «ЕС», «Батьківщини» и «Голоса» явно будут проблемы.

Призывы возглавляющего партию-победительницу выборов Дмитрия Разумкова ставят довольно сложный вопрос перед всеми партиями, прошедшими в парламент. Во-первых, далеко не все из них позиционируют себя как оппозицию, единственная политсила, которая уже заявила об этом, — «Оппоплатформа» Бойко-Медведчука.

Кстати, лидер «Слуги народа» тонко намекнул, что рассчитывать на вице-спикерство партии Медведчука не стоит, ведь на эту должность должен претендовать человек, «который будет работать, независимо от пребывания в оппозиции, на интересы Украины», а с тем, что ОПЗЖ и ее лидеры таковыми не являются, согласны даже у Зеленского.

Если же исходить из того, что кандидатуру будут выбирать «ЕС», «Батьківщина» и «Голос», то картина вырисовывается далеко не радужная. Шансов на то, что эти партии смогут прийти к консенсусу относительно вице-спикера, крайне мало — ненависть Порошенко к Тимошенко и наоборот общеизвестна, а Вакарчук постоянно отмежевывает себя от «старых политиков, с которыми не может быть ничего общего».

Можно предположить, что оппозиционеры так и не придут к единому мнению, кто должен сесть в кресло вице-спикера, а это в определенном смысле развязывает руки команде Зеленского. Там, показательно сожалея о раздрае в лагере оппозиционеров, спокойно назначат на все должности в президиум, а это спикер, первый вице-спикер и вице-спикер, своих людей. Кроме того, у Разумкова могут вспомнить, что в предыдущем созыве Рады коалиция без зазрения совести оставила весь президиум за собой, несмотря на возмущения оппозиционеров из «Оппоблока».

Кроме избрания вице-спикера и президиума в целом, первоочередная задача Рады — формирование комитетов, которые имеют огромное влияние на работу парламента.Здесь стоит вспомнить, что еще с начала 2000-х годов коалиция забирала себе ключевые комитеты Рады, а оппозиции доставались комитеты, выполнявшие функции контроля за властью, — регламентный, свободы слова, антикоррупционный и некоторые другие, причем вначале распределение было чуть ли не 50 на 50.

Частично подтвердил намерения продолжить такую традицию и Разумков, заявив, что «есть ключевые направления, которые должны будут остаться в ведении коалиционной фракции или фракций, а есть те, которые будут переданы оппозиционным силам».

Впрочем, не стоит обольщаться — тот же самый «фокус», что и с вице-спикером, монокоалиция может провернуть и с парламентскими комитетами, ведь делить несколько комитетов оппозиции будет еще сложнее, чем выдвинуть единую кандидатуру в президиум Рады. Опять-таки здесь «Слуге народа» пригодится опыт «папередников», которые не дали оппозиционерам возглавить ни один комитет даже под давлением Запада и камланиями о несправедливости такой ситуации.

Извечный украинский «тригетманский» менталитет и политические аппетиты могут помешать оппозиционерам, в рядах которых есть настоящие «зубры» украинской политики, конвертировать свои скромные достижения на выборах в парламентские должности. Перессорившись между собой, «отцы» и «матери» украинской демократии дадут карт-бланш «зеленому» большинству, которое будет рулить высшим законодательным органом государства монопольно, время от времени пиная «старых политиков» за их склочность и неконструктивность.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим