п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Зеленский в Канаде: Теплая ванна с кубиками льда Трехдневный визит в Канаду – лучшее, что могло случиться с Владимиром Зеленским с момента избрания президентом. По крайней мере, на международной арене

Ценность европейских турне Зеленского, еще с апрельских «смотрин», легко сводилась к простому факту готовности тамошних визави принимать его хоть в Берлине с Парижем, хоть в Брюсселе и поддерживать милые смешливые беседы.

Тем более что беседы эти, как показали дальнейшие события, носили характер светский и ни к чему не обязывающий: возвращение России в ПАСЕ, вялая реакция на дипломатическое хамство Кремля в вопросе освобождения украинских моряков и отсутствие сколько-нибудь внятной реакции на срыв «хлебного перемирия» — тому вполне наглядные примеры. Добавим ссору с Вашингтоном из-за кадрового вопроса и высокомерное небрежение Кремля — и получим более-менее полную картину состояния дел Зе-команды на внешнеполитическом поприще. Причем здесь непринципиально, насколько это состояние было унаследовано, а насколько усугублено — принципиальна демонстрация успеха. И чем нагляднее получится картинка — тем лучше. Канада подошла идеально.

Визит, во-первых, отнюдь не был спонтанным: его подготовка, по всей видимости, началась еще в ходе майского визита в Киев канадского министра иностранных дел Христи Фриланд. Тогда она лично пообщалась с новоизбранным президентом и заверила его «в твердой решимости отстаивать суверенитет и территориальную целостность Украины, а также полной поддержке демократических преобразований», о чем и сообщила на своей Facebook-странице.

Во-вторых, прибытие первых лиц Украины отвечает интересам и принимающей стороны. Причем по ряду причин. Начать можно, пожалуй, с личного фактора — со сходства украинского президента и канадского премьера, которое сразу после наших выборов отмечала все та же Христя Фриланд. Сходства, разумеется, не физического (если не брать во внимание фактор возраста), а карьерного: несмотря на то что избрание преподавателя французского языка Трюдо лидером Либеральной партии в 2013 г. привело к всплеску ее популярности, на парламентские выборы 2015 г. она шла третьей по рейтингу, и ее победа стала оглушительной сенсацией. В немалой степени это было личной заслугой Трюдо.

Правда, за минувшее время восторги поразвеялись (сигнал для Зеленского?), а новые выборы не за горами — уже в октябре. И у либералов, судя по соцопросам, шансы на победу так себе. Причем их ухудшает не только общее разочарование в премьере, но и коррупционный скандал с «любыми друзями» Трюдо из строительной фирмы SNC-Lavalin, попавшейся на взятках режиму Муаммара Каддафи. Согласно канадскому законодательству такие махинации караются независимо от географии. Вот только в феврале генпрокурор страны Джоди Уилсон-Рейбоулд подала в отставку, сославшись на давление со стороны канцелярии премьера: дескать ее вынуждали замять дело. Вспыхнул скандал, в результате которого Трюдо пришлось распрощаться с главным политическим советником и близким другом еще с университетских времен Джеральдом Баттсом. Но восстановить репутацию премьеру так и не удалось.

Так что визит Зеленского для него — это своего рода передышка. И, разумеется, предвыборная технология, учитывая, что из 35,1 млн человек населения Канады без малого 1,4 млн. составляют этнические украинцы. Поэтому анонсированное Христей Фриланд выделение дополнительных $45 млн на поддержку украинских политических институтов ($33 млн на «помощь в развитии, демократические реформы и поощрение гендерного равенства», $6,5 млн — на обучение украинских полицейских) можно — хоть и с известной долей цинизма — назвать подкупом избирателей.

Но, разумеется, дело не только во внутренних делах. В своей внешней политике Канада обычно идет во втором эшелоне «первого мира» и редко выступает активным игроком. Украинское направление как раз и позволяет ей эту активность проявить. Здесь стоит отметить, что канадский премьер встретился с новым президентом Украины раньше, чем американский коллега последнего. Для Дональда Трампа это, разумеется, не имеет значения, — но может оказаться полезным для Владимира Зеленского. В смысле, так сказать, консультативном. Здесь, правда, стоит оговориться, что вследствие «экоскептицизма» Трампа и после эпопеи с пересмотром NAFTA его отношения с Трюдо остаются, выражаясь дипломатично, несколько натянутыми. Так что такого рода консультации Зеленскому вряд ли помогут — как бы наоборот не вышло. Впрочем, если не холодный, то контрастный душ в Вашингтоне его ждет в любом случае.

Но вернемся к Трюдо. Его речи накануне и в ходе встречи с Зеленским — опять-таки то, что нужно обоим. Поддержка территориальной целостности Украины, неприятие российской аннексии Крыма, осуждение возвращения России в ПАСЕ на фоне невозвращения ею украинских моряков и обещание продления санкций против нее — каждый из этих пунктов, служа четким маркером принципиально жесткой позиции Канады, пиарщики наверняка запишут в актив как ее премьера, так и президента Украины. Двойной профит, что называется.

То, что о роли именно этих двоих здесь можно говорить с большой натяжкой — дело вторичное. Куда важнее, что упомянутая принципиальность подкреплена конкретными шагами. Прежде всего — в сфере оборонного и оборонно-технического сотрудничества. Таковыми являются как продление до 2022 г. миссии UNIFIER, в рамках которой канадские инструкторы тренируют украинских бойцов, так и «принципиальное», по словам Зеленского, «решение о возможности поставок оборонительного вооружения и новейшей военной техники» — прежде всего, брони. Правда, это все из разряда «будущих новостей». И не факт, что правительство консерваторов будет придерживаться этих соглашений.

Сомневаться, вроде бы, причин нет: до сих пор Канада демонстрировала завидную последовательность и преемственность во внешней политике. Но, с другой стороны, до сих пор она остается одним из последних приверженцев либерализма и ценностной политики на фоне растущего увлечения Realpolitik как у соседей, так и по эту сторону Атлантики. Остается надеяться, что она устоит перед искушением «прагматичных решений». В то же время неясно, о каких именно типах вооружений идет речь и от кого исходила инициатива касаемо бронетехники. Можно предположить, что предметом разговора были бронетранспортеры. С одной стороны, это позитивный момент, демонстрирующий, что Украина — перспективный рынок, тем более что правительство Канады внесло ее в перечень государств, куда разрешено поставлять оружие. С другой — не пострадают ли от этого отечественные производители, тем более что совместное с Канадой производство такой техники тоже уже налажено? Впрочем, канадские инвестиции в производство боеприпасов в Украине, о чем говорил Трюдо, — дело хорошее.

Как и инвестиции вообще — но они, что за минувшие пять лет стало едва ли не мантрой, непосредственно привязаны к ходу реформ. И в этом смысле участие Зеленского в международной конференции в их поддержку является правильным ходом. Эта конференция — уже третья. Первую в июле 2017 г. провели МИД Украины и правительство Великобритании. Тогда же были очерчены и формат, и основные месседжи: план реформ до 2020 г., борьба с коррупцией, создание независимой судебной системы. Повестка дня второй конференции, состоявшейся в Копенгагене, осталась, в общем, той же — с той разницей, что участники признали угрозу со стороны олигархов ключевым секторам экономики.

Так что нынешняя конференция оказалась одновременно и стереотипной, и пикантной. Причем не только в силу характера связей нового президента Украины, но и ввиду того факта, что мероприятие обошлось без украинского министра иностранных дел. Матч, конечно, должен был состояться при любой погоде, но это обстоятельство стало лишним свидетельством продолжающегося шторма в украинской власти. Впрочем, эта площадка в любых обстоятельствах хорошо подходит для «выхода в свет»: три сотни министров и топ-менеджеров международных структур — не самый плохой эрзац саммита в Осаке.

На этом фоне тот факт, что голосовавшие в Канаде граждане Украины в основном поддержали Петра Порошенко, как и настороженное отношение со стороны диаспоры (вероятно, едва справляющейся с когнитивным диссонансом от обещаний Зеленского защищать украинский язык и пассажей главы его офиса о региональном русском) выглядят малосущественными. А мелочи, связанные с нарушениями протокола, — и вовсе нормальными человеческими причудами. Вроде смешных носков Трюдо. В общем, прием для Зеленского оказался теплой ванной с кубиками льда. Вполне по-канадски.

Алексей Кафтан / Деловая столица
Поділіться цим