четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Одолжение Януковичу: Чем обернется Ющенко дело о «присвоении» Межигорья Зачем же Генпрокуратура «раскопала» дело почти полуторадесятилетней давности? Здесь вероятны два объяснения

Генеральная прокуратура спустя 13 лет обратила внимание на участие Виктора Ющенко в прикарманивании его преемником Виктором Януковичем Межигорья и завела уголовное дело, которое, впрочем, могут очень быстро «похоронить».

В начавшейся более десятка лет тому назад истории с Межигорьем принимали участие Виктор Янукович, его доверенное лицо министр охраны окружающей среды Василий Джарты и подчиненный министра, на тот момент руководитель компании «Недра Украины», Эдуард Ставицкий.

Как Межигорье передавали Януковичу

После назначения на должность премьера в 2006 г. Янукович попросил Государственное управление делами, подчиненное Секретариату Виктора Ющенко, об «одолжении». Он хлопотал о том, чтобы ГУД передало в управление Кабмину комплекс Межигорье, где на тот момент и проживал новоназначенный премьер.

В Госуправлении к просьбе Януковича отнеслись с «пониманием», мотивы такого решения до сих пор неизвестны, ведь в том же 2006 г. решением правительства Юрия Еханурова Межигорье отнесли на баланс ГУД. Кабмин же, получив резиденцию на баланс, достаточно быстро решил от нее избавиться.

В июне 2007 г. Янукович подписал распоряжение правительства о передаче комплекса сооружений Межигорье в сферу управления Минприроды, но на балансе ведомства оно было весьма недолго. Через месяц Кабмин принимает новое распоряжение, а министр природы выходит с предложением передать Межигорье в уставный капитал НАК «Недра Украины», которая имеет право осуществлять коммерческую деятельность.

Но и в НАК «Недра Украины» Межигорье не задержалось – в сентябре 2007 г. ведомство заключило договор обмена с частной фирмой с донецкой «пропиской» «Мединвесттрейд», передав ей недвижимость на территории Межгорья в обмен на два заброшенных дворца в центре Киева, по Парковой дороге, 3-5, а также по Парковой дороге, 7.

Позже Эдуард Ставицкий признался, что полученные его ведомством здания на Парковой дороге он передал Государственному управлению делами, буквально на следующий день после того, как имения были получены от «Мединвесттрейда» в обмен на Межигорье.

Примечательно, что в уставе «Недр Украины» говорится, что «компания создана с целью повышения эффективности управления предприятиями области геологии и разыскания недр, удовлетворения потребности государства в наращивании минерально-сырьевой базы и получение прибыли путем проведения хозяйственной деятельности».

То есть об операциях с недвижимостью – ни слова. Мало того, получения прибыли тоже не вышло, ведь госрезиденцию ведомство потеряло, а обменянные на нее здания отошли Госуправлению делами.

Именно то, что здания на Парковой дороге отошли Банковой может объяснить, почему у Ющенко дали возможность Януковичу приватизировать его «персональный рай». Здесь стоит вспомнить, что Виктор Андреевич еще весной 2005 г. заявил, что хочет перенести Секретариат президента в одно из помещений Министерства здравоохранения, которое вместе с Мариинским дворцом и зданиями по Парковой дороге создало бы единый «Мариинский комплекс».

«Мне не всегда тепло сидеть в том кабинете, где я сегодня нахожусь. Из-за причин, которые понятны вам и нации», – объяснил желание переехать Ющенко.

Это желание он так и не осуществил, как и множество других проектов, а вот преемнику очень даже помог. За это подчиненные его бывшего соратника Юрия Луценко объявили третьему президенту подозрение по части 5 ст. 191 УКУ (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), отправив его по почте, что подтвердила пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган.

Почему у Луценко вспомнили о Межигорье и Ющенко

Зачем же Генпрокуратура «раскопала» дело почти полуторадесятилетней давности? Здесь вероятны два объяснения.

Во-первых, в последнее время г-ну Луценко особо нечем похвастать в плане успешной деятельности прокуратуры, а запомниться каким-нибудь громким, но «пустым» делом напоследок он хотел бы. В пользу того, что перспективы открытого производства весьма туманны, говорит сразу несколько аргументов – главные свидетели по делу либо мертвы (Джарты), либо пребывают не в Украине (Ставицкий), донецкая фирма – звено передачи Межигорья Януковичу – исчезла, да и документы многие, учитывая, когда произошли события, могут не найтись….

Кроме того, в ГПУ так и не пояснили, что именно преступного с формально-юридической точки зрения в том, чтобы передать государственную собственность с баланса одного госоргана (Госуправление делами) на баланс другого (Кабмин). Формулировка использованная Сарган, что, мол, Ющенко «завладел государственным имуществом – комплексом зданий и сооружений урочища Межигорье» как минимум требует пояснений. О том, что Межигорье какое-то время находилось в личной собственности Ющенко пока никому в Украине неизвестно.

Сам Ющенко, похоже, полностью уверен в том, что обвинение ему выдвинуто по политическим мотивам и шансов у обвинения в суде нет. «Все возможные обвинения отвергаю, потому что не вижу ни оснований, ни доказательств. В суде я это бесспорно докажу!», – заявил он.

Вторым мотивом для ГПУ, чтобы предъявить подозрение Ющенко, может быть то, что сейчас набирает обороты другой скандал, связанный с Межигорьем. Не так давно Агентство по управлению активами, полученными преступным путем (АРМА), передало бизнесмену из окружения экс-«регионала» Евгения Мураева. Дело об отчуждении «персонального рая » Януковича при помощи Ющенко может «загасить» медийный эффект от более свежей «зрады». Впрочем, правильными могут быть обе версии – время покажет.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим