четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему Путин грозится разорвать договор о наступательном ядерном оружии Кремль старательно имитирует агрессивную готовность к разрыву едва ли не последнего договора, который сдерживает мир от новой гонки ядерных вооружений

Поскольку нынешний Петербургский экономический форум явно не собрал рекордного количества гостей, подогреть интерес публики к событию решил российский президент Владимир Путин. В частности, он заявил, что Россия может и не продлевать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), если «никому не хочется» этого делать.

«Сейчас у нас на повестке дня продолжение договора СНВ-3. Можно не продолжать. Мы сделали значительный шаг вперед, надо прямо сказать: мы обогнали наших конкурентов в этом смысле по созданию систем гипероружия», – заявил Путин на встрече с руководителями информагентств. Президент России также отметил, что «наши системы такие, которые гарантированно обеспечат безопасность России на достаточно длительную историческую перспективу».

Вдогонку Путин обвинил США в «прямом нарушении» Договора о ракетах средней и меньшей дальности и добавил, что выход США из договора об ограничении систем противоракетной обороны является «первым шагом к фундаментальной раскачке всего каркаса международных отношений в сфере глобальной безопасности».

Говорить о том, что РСМД распался не из-за того, что США его «прямо нарушали», используя старые ракеты в качестве мишеней для перехватчиков, а потому, что Россия разработала новую ракету, прямо запрещенную договором, нет особого смысла. Российская «отделенная реальность» не может быть предметом логического анализа.

А вот со стратегическими наступательными вооружениями все интереснее. Договор, который ограничивает количество ядерных боезарядов до 1550 единиц, а баллистических ракет, подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700 единиц и который следует «планово продолжить» в 2021 году, до сих пор считался скорее живым, чем мертвым. Поскольку он действительно более или менее успешно ограничивал размеры ядерных арсеналов и притормаживал гонку ядерных вооружений.

И не далее как вчера Лавров выступал с инициативой продолжить переговоры относительно этого договора. В то время как в прошлом месяце в Конгрессе зарегистрировали законопроект, который предусматривает ратификацию этого договора.

А вчера сенаторы Боб Менендес, Элиот Энджел и еще несколько представителей Демократической партии от Палаты представителей направили президенту США письмо с просьбой продлить действие договора СНВ-3. Так как «без ограничений, которые накладывает СНВ-3, Россия сможет быстро нарастить свой ядерный арсенал, вынудив США вступить в гонку вооружений», – было сказано в письме.

Конечно, есть у договора и противники в администрации Дональда Трампа. Например, советник по нацбезопасности действующего президента США Джон Болтон считает, что договор более выгоден для России, чем для США (из-за большого количества тактических зарядов, которые под действие СНВ-3 не подпадают). Но его мнение, пусть и влиятельное, в этом вопросе решающим не является. Наконец, временные рамки вполне позволяют дождаться 2020 года, когда после выборов из Белого дома может исчезнуть и Дональд Трамп. Не говоря уже о Болтоне.

Но российский президент сознательно идет на эскалацию, рассказывая байки о «добытом преимуществе» и наличии «систем, обеспечивающих безопасность», очевидно, имея возможность гарантированно перехватить все без малого две тысячи американских боеголовок. Для чего?

Кажется, цель Владимира Путина во всей этой истории выглядит следующим образом. Во-первых, он хочет, чтобы США все-таки подписали продление СНВ-3 или какого-либо его аналога. Поскольку, в противном случае, Кремль может ожидать гонка вооружений, к которой российская экономика в реальности не готова. И в которой Россию вполне может постигнуть судьба СССР.

При том Путин хочет подписания договора на своих условиях. Нет-нет, никаких преимуществ в ракетах и боеголовках. Просто, чтобы все произошло в присутствии его и Трампа, под сотнями телекамер и в обстановке, похожей на ту, в которой встречались президенты США и СССР. Поэтому российский президент и блефует с угрозами. Искренне надеясь, что в Вашингтоне все-таки испугаются.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим