По результатам президентских выборов в Украине Госдепартамент США сменил посла – советника реформаторов на жесткого кризис-менеджера. Взамен посла США Мари Йованович, преждевременно завершившей работу в Украине, в Киев прибыла временный поверенный в делах США Кристина Квин. Что обусловило ее назначение?
Мари Йованович, как и ее предшественник, Джеффри Пайетт, пробыла в должности посла в Украине около трех лет. Хотя срок пребывания в должности посла жестко не регламентируется, 3-4 года стали стандартным сроком для послов США, во всяком случае, в странах бывшего СССР, так что в Госдепартаменте в таких случаях говорят о «завершении каденции». Правда, Йованович пробыла в должности неполных три года. Ее досрочный отзыв может быть связан с вовлеченностью во внутриамериканские разборки между республиканцами и демократами, в которых она играла против Трампа. Но до ее ухода в срок, в августе нынешнего года, оставалось совсем немного времени. А в существующей ситуации, когда спецпрокурор Роберт Мюллер завершил следствие по «русскому досье», сдав в Конгресс итоговый доклад, где его сейчас будут подробно и придирчиво изучать, особых причин торопиться с отзывом Йованович не было. Кроме, разумеется, тех, что связаны с медийным разгоном «дела об украинском сговоре» демократов.
В то же время, стоит отметить и то, что Мари Йованович «крышевала» в Украине тех «антикоррупционеров», включая НАБУ, которых нынешняя администрация считает «неправильными». Так что задачей ее сменщика, очевидно, станет патронат над «правильными антикоррупционерами» – то есть, полезными для Белого дома. Второй задачей станет выстраивание коммуникации с администрацией Зеленского. Причем, и то, и другое, срочно – учитывая близость американских выборов и скорую встречу Трампа с Путиными.
Отсюда и стремительность назначения Кристины Квин. Ее прибытие в Украину в качестве временного поверенного, а не Посла, говорит о поспешности, с которой решался вопрос. Кандидатуру посла надо было бы утверждать в украинском МИДе, а тот сейчас находится в неопределенном состоянии. Кроме того, утверждение Квин «уходящим» МИДом Порошенко-Климкина могло породить формальный повод для трений с МИДом Зеленского – пока неизвестно кого. Таким образом, некоторое снижение уровня дипломатических отношений, которое может быть быстро преодолено, а может быть, напротив, заморожено надолго – просчитанный шаг.
Далее стоит взглянуть на биографию Квин. С 2013 по 2019 годы, то есть до последнего времени, она работала в должности и.о. замглавы миссии/министра-советника по экономическим вопросам в посольстве США в Париже. Ранее, с 2013 по 2016 годы была советником по экономическим вопросам в посольстве США в Таиланде, в 2010-2013 гг. – советником по экономическим вопросам в Лондоне. С 2008 по 2010 год – директором по делам ЕС, Украины и Беларуси в Совете национальной безопасности Белого дома.
С 2006 по 2008 год – заместитель советника по вопросам окружающей среды, науки, технологий и здравоохранения в посольстве США в Москве. В 2001-2005 – сотрудник по торговле в представительстве США в ЕС в Брюсселе. Кроме того, на ее странице в LinkedIn, указано, что Квин занимается лоббированием интересов бизнеса в государственных органах. Наконец, образование: помимо степени бакалавра по политологии в Лос-Анджелеском Оксидентал Колледже у Квин есть и степень магистра по стратегическим исследованиям в Военном колледже Армии США в Карлайле, Пенсильвания.
И последний штрих: назначение временным поверенным для Квин – очевидный карьерный рост, и шанс проявить себя, возможно, перейдя в статус Посла.
Суммируя сказанное, можно констатировать что на место Йовович назначен человек, специализирующийся на экономических и военных вопросах. В частности, способный результативно и со знанием дела разговаривать с бизнесменами, в том числе и с украинскими олигархами, на понятном им языке, и, в свою очередь, хорошо понимая своих визави. Пребывая в статусе временного поверенного, Квин имеет максимальную свободу действий, а, с учетом ее роста по сравнению с предыдущей должностью, она максимально мотивирована на успех. Иными словами, перед нами – дипломатический пожарный, призванный удержать ситуацию, грозящую уйти вразнос.
Такое назначение можно приравнять к высадке в Мариуполе батальона Корпуса Морской пехоты США – в том смысле, что в Вашингтоне явно не собираются бросать Украину на произвол судьбы, как не собираются и поощрять электоральное самоубийство в ходе выборов в Раду. Но одновременно назначение Квин ясно говорит и о том, как в США оценивают приход на Банковую Владимира Зеленского.
Сергей Ильченко / Деловая столица