четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Репатриация беглецов: Когда в Украину вернутся Табачник и Гужва Было подозрение, что в случае победы Зеленского в Украину массово начнут возвращаться «политбеженцы». Но о том, с какой скоростью начнут сбываться такие прогнозы, не подозревал никто

Сразу после избрания президентом Владимира Зеленского в Украину начали возвращаться одиозные пророссийские деятели, сбежавшие из страны после революции. В Киеве уже появились Андрей Портнов, Валерий Хорошковский и Игорь Коломойский, но этот «караван» может расшириться еще на несколько громких имен.

Разговоры о том, что в случае победы Зеленского в Украину массово начнут возвращаться «политбеженцы», велись еще задолго до его победы во втором туре. Но о том, с какой скоростью начнут сбываться такие прогнозы, не подозревал никто.

Первым на родину вернулся опальный олигарх Игорь Коломойский. За время отсутствия в Украине он успел пожить в Швейцарии, оттуда переехал в Израиль, а теперь вернулся в Украину получить дивиденды от победы своего протеже на выборах и «по заслугам» воздать своему обидчику Петру Порошенко.

Ощущение зрады усилилось, когда в страну вернулся Андрей Портнов. Главный юрист Тимошенко и Януковича и судебный решала ждал реванша пять лет, курсируя между Веной и Москвой. Едва сойдя с трапа самолета, экс-глава АП «легитимного» бросился в бой против обидчиков, подав иск против экс-президента Порошенко, обвинив его в «госизмене» за отправку моряков в Керченский пролив и за введение военного положения, которое Портнову видится «узурпацией власти».

Следом за Портновым частным рейсом в Киев прилетел бизнесмен, бывший глава Службы безопасности Украины и экс-вице-премьер времен президентства Януковича Валерий Хорошковский. Он выехал из страны в 2012 г., после ссоры с «младорегионалами» и своего ухода из правительства, а теперь, поговаривают, хочет вернуть былое влияние в политике и контроль над главным медийным активом группы «газовиков» — каналом «Интер».

Судя по тенденции, за первыми возвращенцами могут последовать и другие деятели времен Януковича, среднего и крупного масштаба, кроме разве что самого Виктора Федоровича и самых приближенных к нему «младорегионалов». Впрочем, шансы на возвращение есть даже у самых одиозных — например, у экс-министра доходов и сборов Александра Клименко. Он, по сути, не сворачивал своей деятельности в Украине, вопреки всем открытым против него уголовным делам, — до последнего времени выходила финансируемая им газета «Вести», действовала партия «Успішна країна». Конечно, ситуацию несколько подпортило конфискованное прокуратурой имущество Клименко на 900 млн грн, но, смотря на решение судов по «приватным» искам Игоря Коломойского, задача по их возвращению не кажется невыполнимой, а если КС таки отменит люстрацию, то можно и в политику возвращаться.

В скором времени может вернуться в Украину и экс-главред «Вестей» и нынешний руководитель сайта «Страна» пророссийский журналист Игорь Гужва. В Украине против него было открыто целых пять дел — от сепаратизма до уклонения от уплаты налогов и вымогательства. Впрочем, кроме громкого шума в СМИ они, по сути, ни к чему не привели. Учитывая возвращение в Украину Андрея Портнова, с которым Гужва тесно общался во время его пребывания в Вене, дела вполне могут быть по-тихому слиты, а самому Гужве как «жертве репрессий» вполне может найтись место в партсписке партии Бойко и Медведчука «Оппоплатформа» на предстоящих досрочных выборах. Весьма неплохая перспектива, не правда ли?

Кроме австрийских «сидельцев», в Украину за Коломойским могут подтянуться и израильские, в частности, экс-министр экологии Эдуард Ставицкий. Уголовные дела против него тоже не закрыты, но переговоры об этом, которые вели заместители Юрия Луценко год назад, теперь могут стать гораздо более успешными — новой власти нужны управленцы, знающие все входы-выходы, а есть ли у них «шлейф», никого не интересует.

Еще один политэмигрант, живущий в Израиле, — одиозный бывший министр образования Дмитрий Табачник. Открытые с энтузиазмом дела о растрате бюджетных денег и краже госимущества уже давно покрылись пылью, а в столице экс-чиновника вспоминают скорее как записного украинофоба, но не преступника. С украинскими активами Табачнику повезло больше, чем его коллегам, упомянутым выше, — бывший министр просто переписал их на родственников, и квартиры-картины-гарнитуры никто не тронул, да и бизнес его брата Михаила за предыдущие пять лет никак не пострадал. Словом, возвращаться Дмитрий Владимирович может спокойно — никто его трогать не собирается, могут даже трудоустроить, если азаровский «антикоррупционер» Богдан стал цельным главой АП, почему бы не позвать Табачника в советники по образованию, а может, и того больше — в министры?

Судя по происходящему, вернуться в Украину может большинство шишек времен Януковича, кроме него самого, да еще нескольких самых одиозных приспешников. Как репатриация «опытных профессионалов» согласуется с лозунгом о новых незапятнанных людях, которых Зе-команда ждет в политике, — непонятно, но угрозы для своего рейтинга президент в этом явно не видит.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим