Между Украиной и Россией идет пятый год гибридной войны – при этом Кремль продолжает утверждать, что участия в этой войне Россия не принимает. Соответственно, никаких прямых договоренностей с Киевом Москва подписывать пока не собирается. Договориться с Россией пока не удается ни по одному пункту – даже относительно обмена пленными. Президент России не поздравил своего украинского коллегу с избранием на должность, бросив стандартную хамоватую фразу о том, что будет, когда появится за что. Россия раздает паспорта гражданам Украины на Донбассе, и как-то объяснять это поведение не собирается ни перед Киевом, ни перед ЕС, США, ООН – или кем угодно еще. Россия всеми силами и средствами подталкивает Украину к переговорам с главарями сепаратистских «республик» – чтобы не нести вообще никакой ответственности за результаты подобных переговоров.
И вот на этом чудесном фоне новоназначенный глава администрации президента Владимира Зеленского Андрей Богдан бросает несколько веских фаз. О том, что в команде нового президента допускают проведение референдума относительно мирных соглашений с Россией. Так будто эти соглашения достигнуты – или, по крайней мере, кто-то хотя бы согласен начинать о них говорить. И все, что нужно – это лишь бы под соглашениями стояли не подписи Зеленского или кого-то из его команды, а подписи всей полноты мудрого и рассудительного украинского народа. Не больше и не меньше.
Ко всему вышеперечисленному можно добавить еще несколько мелочей вроде того, что в Украине нет закона о референдумах (точнее, как бы есть – но его признали неконституционным, и ничего лучшего парламент пока не создал). Или того факта, что действительно всеукраинский референдум удастся провести только тогда, когда свободно проголосовать на нем смогут и жители Донбасса и Крыма. Не говоря уже о том, что референдум никогда не был, не есть и не будет действенным инструментом международной политики. Ярким примером этого является ситуация в Великобритании, которая за три года превратила свою внешнеполитическую линию в общеевропейское посмешище, а инициаторы действа стремительно скрылись в кустах, предоставив возможность действующему премьер-министру в сотый раз выносить варианты согласования народного волеизъявления с политической волей народных же избранников, и считать не дни, а часы до желанной отставки.
Каждый уважающий себя конспиролог из лагеря порохоботов, конечно, увидит в этой истории-убедительное свидетельство того, что «команда Зеленского уже обо всем договорилась с Путиным», и теперь только ищет возможность презентовать народу и легализовать эти договоренности. Но в Кремле знают, что никаких соглашений, на самом деле, еще не существует. О них только придется договариваться – и то не сейчас, а через полгода-год, когда электорат Зеленского начнет спрашивать у своего избранника, когда именно наступит обещанный мир с Россией. Поэтому и на откровенно странные пассажи украинской стороны «за референдум» пресс-секретарь Путина Песков отвечает какой-то малопонятной скороговоркой. В частности, о том, что референдум – это, конечно, хорошо, но это внутреннее дело Украины, а «мы бы ожидали конкретных шагов, прежде всего, в русле выполнения минских договоренностей… Мы ждем этих шагов, но пока их не видим», – и все такое прочее. Включительно с традиционными пассажами о том, что война на Донбассе – это внутриукраинский конфликт, поэтому и договариваться Москве с Киевом как бы и не о чем…
Поэтому можно по-разному относиться к новой команде. Но желание ее представителей продемонстрировать трепетную любовь и уважение к народной мысли (а не желание переложить ответственность за скользкое политическое решение на плечи электората, как мог бы кто подумать) в этот раз было продемонстрировано несколько неуклюжим образом.
Тарас Паньо / Depo.ua