Российское гражданство для жителей оккупированных территорий — это явная «гуманитарная оккупация» после гибридной войны. Но заставить Россию заплатить надлежащую цену за этот агрессивный акт будет совсем не так просто. Поскольку выступить единым фронтом в этой ситуации Европа не сможет.
Указ Владимира Путина относительно российского гражданства для жителей «ЛДНР», конечно, ни для кого не стал неожиданностью. О планах Кремля в этой сфере писали за полтора месяца до события. Но к какой-то быстрой реакции на это решение российского президента Запад оказался совершенно неготовым.
Наиболее адекватно среагировал, наверное, спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер, который написал, что «решение России относительно выдачи паспортов является провокационным и взятое из «оккупационного плана», оно подрывает попытки по имплементации Минских договоренностей и восстановлению контроля Украины над Донбассом». Потом заявление Волкера практически повторили в его ведомстве – Госдеп США официально заявил, что «Россия с помощью этой крайне провокационной акции усиливает нападки на суверенитет и территориальную целостность Украины».
Из Европы также раздались возмущенные заявления – но только со стороны балтийских государств и посла Франции в Украине Изабель Дюмон, которая вслед за Волкером заявила, что решение российских властей противоречит Минским соглашениям. При том, что вчера представитель Украины при ЕС Николай Точицкий сообщил, что официальный Киев призвал ЕС «оперативно и решительно» отреагировать на решение России. Аналогичный пассаж был в заявлении Петра Порошенко. Более того, и команда Зеленского выступила с громким и недвусмысленным призывом к поддержке Украины со стороны международного сообщества.
Но консолидированной реакции ЕС на действия России все как-то не слышно. И, совсем не исключено, что ее не будет вообще. Хотя бы по той простой причине, что Венгрия занималась и продолжает заниматься, пусть и более скромным образом – ровно тем же самым, что позавчера сделал Путин. Раздача венгерского гражданства украинцам так и не прекратилась, хоть и стала несколько менее вызывающей. Судя по неожиданно долгой реакции Варшавы, там тоже, вероятно, не уверены в чистоте своей позиции в этом вопросе.
Поэтому весьма вероятно, что реакция Европы ограничится заявлениями отдельных стран – в первую очередь Британии, и, вероятно, Германии по срыву Минских договоренностей. Дальше дело не пойдет. Совместное заявление об «обеспокоенности действиями России» будет, кажется, почти недостижимым дипломатическим успехом. И штука тут не только в том, что позиция отдельных членов ЕС в чем-то похожа на российскую. Проблема в том, что во многих странах Европы двойное гражданство – это нормальная практика, а вовсе не повод для начала войны, пусть и дипломатической.
И тут демократическая реальность Европы попадает в ловушку. С точки зрения европейского обывателя, артиллерийский обстрел или захват в плен военных другой страной – это ужас. А двойное гражданство – это норма жизни. И тот факт, что с помощью двойного гражданства Россия может сделать больше, чем пушками, банально не укладывается в европейской голове.
Хотя Украине от всего этого, конечно, не легче. Потому что отсутствие жесткой антироссийской реакции со стороны ЕС сужает поле возможностей для противодействия России и со стороны Вашингтона. А на Совбез ООН, в который уже обратился представитель Украины при организации Владимир Ельченко, надежды почему-то немного.
Тарас Паньо / Depo.ua