Был себе завод. Большой, на нем работало много рабочих. Руководил им хозяйственник из так называемых «красных директоров». Он же был и главным акционером предприятия. Директор наладил довольно успешную логистику сбыта продукции, изделия завода покупали в Европе, что давало возможность рабочим получать стабильную зарплату. Все вроде шло хорошо, хотя недовольных хватало. На ропот директор отвечал просто: «Будете больше работать – больше и будете зарабатывать». За это директора не очень любили.
И были в этом городе бравые ребята, которые давно положили глаз на завод. Сначала они отправили работать туда нескольких своих людей, которые подстрекали работников: мол, ваши беды из-за этого директора, он не молод, не прогрессивнен, нам бы сюда молодого, с новым мышлением. Вот тогда бы работали меньше, а получали больше. Особенно активным был глава профсоюза. Директору докладывали о подстрекателях, но он реагировал вяло: мало ли о чем люди языками чешут. Главное – завод работает.
Был у этих бравых ребят свой – назовем его Фукс – молодой, продвинутый, в городе его знали, потому что в местных газетах часто рассказывал, что все не так, а нужно по-другому. Жителям города казалось, что именно такой способен сделать их жизнь лучше. Потому что честный, не был во власти. Об этом рабочим завода рассказывали и агенты наших бравых ребят. А еще – обвиняли директора в неумелом руководстве, в том, что собрал возле себя маленький круг, которому только и доверяет. И главное – он ворует у рабочих. Мол, вы получаете 100 гривен зарплаты, а он тысячу. Директор и дальше не реагировал, потому что знал: ненависть к богатым и черная зависть к чужим богатствам насаждалась очень долго, и от этого вылечит только время.
И вот в один прекрасный момент в его кабинет вошли бравые ребята с молодым Фуксом. «У нас к вам есть дело, – начали они. – Хороший у вас заводик, хотели бы стать его акционерами. А еще лучше – купить его». «Да вы что, я вложил в это предприятие и душу, и собственные средства. Идите прочь», – выгнал бравых ребят «красный директор». А уже утром во всех местных газетах появились очень похожие одна на другую статьи о том, что директор разваливает завод и обкрадывает его рабочих. С комментариями Фукса.
К вечеру бравые ребята снова пришли в кабинет директора. «Вам точно не понравились эти статьи. Будете более сговорчивым, мы это прекратим», – сказали они. «Нет, – ответил владелец завода, – я вас засужу за клевету». Внезапно в его кабинете раздался звонок, на проводе был председатель заводского профсоюза: «Товарищ директор, рабочие уже собрались в актовом зале, требуют отчета о работе и о деньгах». С лиц бравых ребят и Фукса в этот момент не сходила улыбка. «Ну, что, вас ждут рабочие. Злые, готовые прямо сейчас вас выгнать. Можем помочь – перепишите завод на этого замечательного молодого человека, и мы скажем, что вы добровольно ушли с должности», – сказал один из бравых парней.
«Нет, я готов разговаривать с трудовым коллективом», – настаивал директор. «Ваше право. Нам некуда спешить», – ответили ему.
В актовом зале ощущалась наэлектризованная атмосфера. Руководителя предприятия встретили неодобрительным улюлюканьем и плакатами, где было написано что-то про «жадность». «Это все ложь! – начал свое выступление директор. – Наш с вами завод хотят отобрать рейдеры, они заказали против меня и предприятия всю эту шумиху в газетах». «Прочь!», – кричали рабочие. Особенно орал профсоюзный вожак. «Отдай наши деньги! Хотим иметь зарплату, как у тебя!». «Да, да, гоните его. Он вор», – выступил из толпы Фукс. Ему хлопали. «Хотим такого директора», – пронеслось в толпе. Откуда-то взялась пресса и телевизионщики с первого городского частного телеканала.
Утренние газеты пестрели передовицами «Работники завода не доверяют своему директору», «Товарищ Фукс выведет завод на новый уровень», «Старых надо менять на новых» и так далее. С самого утра директор сидел в кабинете городского прокурора с заявлением, в котором потребовал возбудить дело о клевете и шантаже. «Мы вас уважаем. Но еще вчера мы возбудили дело против вас. Жалоба поступила. Коллективная. Видите, здесь много подписей рабочих вашего завода. Пишут, что вы со своими инженерами-технологами у них деньги воруете. Будем расследовать», – ответил прокурор.
У входа в прокуратуру директора уже ждали бравые ребята. «Видите, мы же предупреждали. А теперь еще и сядете», – удовлетворенно сказали они. «Да пошли вы», – возмущенно ответил он. Еще тогда не зная, что вечером трудовой коллектив собирается выбирать себе нового директора. Фукса. Куда денешься – демократия.
На следующий день завод бастовал. «Не будем работать, пока старый директор не уйдет», – рассказывал представителям прессы председатель профсоюзного комитета. Освещать скандал слетелись журналисты даже из столицы. Пока бурлил протестный котел, под кабинетом руководителя стояли бравые ребята, Фукс и нотариус: «Документы готовы. Вам надо только подписать. Другие акционеры уже дали согласие». «И, кстати, вас в приемной уже ждут прокуроры с ордером на обыск и арест», – самодовольно сказал Фукс. Так этот завод и сменил владельца. Рабочие были в восторге: «Ура! Мы его свергли».
Чем закончилась эта история? Фукс на волне борьбы с «красными директорами» стал местным депутатом. Производством он не занимался, поэтому через год предприятие остановилось, и его порезали на металлолом. Для бравых ребят – новых владельцев – это было выгоднее, чем оплачивать работу сотен рабочих. Предыдущий владелец еще немного походил на допросы и дело закрыли за отсутствием преступления. А рабочие, которые прогнали ненавистного им директора, который заставлял их лучше работать, остались ни с чем.
Если кому-то рассказанная схема напомнила что-то из настоящего, завод похож на одну страну, старый директор – на ее президента, а бравые ребята – на его политических оппонентов, ответим: все герои этой истории выдуманные, но сама история могла иметь место.
Юрий Васильченко / Depo.ua