Одним из элементов давления режима Путина на западные демократии являются попытки демонстрации «супероружия», которое якобы может кардинально изменить баланс сил в мире.
Так, за короткое время лично Путин продемонстрировал мультфильмы с ракетами «Циркон», торпедами «Посейдон», а также межконтинентальными ракетами, якобы способными поражать Калифорнию, проходя всю американскую систему противоракетной обороны, и многое другое.
Попытки разобраться, что это на самом деле, наталкиваются на весьма малое количество информации, которое проникает «из-за поребрика». Однако некоторые выводы все-таки можно сделать – практически все, что российский президент представляет как состоявшееся оружие, является либо опытным образцом, либо вообще фейком. А некоторое «вундерваффе» вообще не имеет практического смысла. И яркий пример – торпеда большой дальности с ядерной боеголовкой «Посейдон».
Впервые Путин заговорил об этом оружии в марте 2018 г. Через некоторое время российские государственные новостные СМИ сообщили, что военно-морской флот уже запланировал покупку 32 таких торпед – по 16 для Тихоокеанского и Северного флотов.
При этом утверждается, что «Посейдоны», которые отправят на Северный флот, будут предназначены доля поражения целей в Европе, Канаде и на восточном побережье США, а торпеды из состава Тихоокеанского флота – в Японии, Китае, Канаде и на западном побережье США.
Однако на самом деле, рассказывая о закупках «Посейдонов», российские моряки выдают желаемое за действительное.
Этот проект известен на Западе очень давно – как Kanyon или Status 6. В российских СМИ вообще засвечен в ноябре 2015 г. Считается, что название проекта было изменено в 2018 г., а полномасштабные испытания начнутся только в этом году. То есть о серийном производстве торпеды речи пока не идет, в реальности существует только прототип с совершенно неизвестными характеристиками.
Попробуем немного проанализировать, используя фото и видео из открытых источников. Итак, судя по всему, «Посейдон» – это аппарат с винтовым или водометным движителем. Какова может быть максимальная скорость такого оружия? Максимум, который могут выжимать современные торпеды, – 70 узлов, или 129,6 км/ч. Это действительно в разы больше скорости атомной субмарины (30-35 узлов), но по сравнению с баллистической боеголовкой, летящей со скоростью около (но не более) 8 км в секунду, – никакого сравнения. Ибо вода в 800 раз плотнее воздуха, и с физикой ничего не поделаешь.
Дальше. Судя по всему, россияне хотят использовать такие торпеды не по прямому назначению – топить авианосцы или другие корабли, а в качестве доставщика ядерного оружия для его применения против наземных целей в Соединенных Штатах – при этом отдельные журналисты-пропагандисты уже начали ярко описывать, как будет взрываться «Посейдон» в гавани Нью-Йорка. При этом якобы возникнет настоящее цунами с фронтом волны в сотни километров, которое и смоет мегаполис.
Однако подводный взрыв ядерного заряда образует не «фронтальную» волну, а огромный всплеск – и волны, расходящиеся концентрическими кругами. Причем энергия такой волны падает пропорционально квадрату расстояния от эпицентра взрыва. То есть взрыв 2-килотонной торпеды город даже не заметит.
Дальше – еще смешнее. Сколько времени понадобится такой торпеде, чтобы достигнуть цели? Чисто теоретически можно прикинуть. Скажем, решили российские адмиралы атаковать гавань того же Нью-Йорка из Мурманска. Это примерно 6800 км, семидесятиузловым ходом (129,6 км/ч) это 52 часа ходу – больше двух суток.
Ладно, решили запустить торпеду с ядерным зарядом с траверза более близкой Исландии, с борта ядерной подлодки ВМФ РФ. От Рейкьявика ходу 32 часа. Получается, что в случае войны США уже успеют измолотить РФ ударами своих «Минитменов» и «Томагавков», а ответ им будет еще добрые сутки (а то и больше) добираться до цели.
И, наконец, самый вменяемый с любой точки зрения вариант: такие «чудо-торпеды» будут применяться с атомных субмарин, включая современные «Саров» и «Хабаровск». В итоге это самый настоящий подарок для американцев. Потому как только российская лодка откроет свои аппараты для пуска суперторпед и успеет, дай бог, выстрелить одной, как ее наверняка потопит висящая у нее «на хвосте» американская лодка.
Почему именно такой вариант самый очевидный? Да потому, что по части акустики РФ безбожно отстала от США. Как показали события последних лет – в частности, учения в Северном море – российские лодки не слышат противников, просто пристраивающихся им в корму. Причем такие проблемы по акустической части тянутся еще со времен СССР – прорыва в этом направлении россияне так и не смогли обеспечить за годы независимости.
Не стоит забывать, что американцы очень плотно за много лет оборудовали свою противолодочную оборону в Северной Атлантике. Здесь не только корабли и самолеты противолодочной обороны, но и гидроакустические буи, и донные станции. Особенно усилена оборона вдоль так называемого барьера ГИШ – Гренландия-Исландия-Шотландия. Американские военные отлично прослушивают эту часть океана. И именно тут по идее надо стрелять «чудо-торпедами». Ведь из-под ледяного панциря Северного ледовитого океана или откуда-то из Южной Атлантики до целей они будут идти по два-три дня.
То есть, если посмотреть непредвзято, то получается, что Путин показал миру абсолютно бесполезного в качестве замены ракет подводного монстра. Который, собственно говоря, может быть эффективно использован исключительно для атаки авианосных соединений ВМС США. Так зачем российский президент выставляет свою страну на мировое посмешище, показывая и продолжая развивать суперторпеду?
Тем более что это крайне дорогое удовольствие, которое непонятно потянет ли экономика России, которая схлопнулась до размеров экономики одного американского штата.
Как видится, весь смысл разработки «Посейдона» и вложения в этот проект колоссальных средств может заключаться только в том, чтобы использовать его как разменную монету при заключении нового соглашения о контроле над вооружениями между Соединенными Штатами и Россией. Переговоры о котором рано или поздно начнутся после разрыва предыдущего (еще советского) соглашения о ракетах средней и малой дальности.
Михаил Жирохов / Деловая столица