Российская авиация продолжает чуть ли не ежедневно наведываться в Венесуэлу. Как заметили российские журналисты, за последние трое суток в Каракас были сделаны как минимум три рейса. В частности, в ночь с 28 февраля на 1 марта из Москвы в Венесуэлу летал самолет Boeing-777 авиакомпании Nordwind Airlines.
Простояв в столице Венесуэлы полдня, он вылетел в Уганду, где и приземлился в аэропорту Энтеббе 2 марта.
После чего из Уганды он направился в Занзибар, после чего 3 марта вылетел обратно в Венесуэлу. Утром 4 марта через Каракас, по данным сайта Flightradar, самолет снова вылетел на Энтеббе.
Но в отличие от «воздушных маневров», устроенных в конце января, на этот раз дело не ограничивалось крупным пассажирским самолетом.
3 марта на пути в Каракас был замечен борт Ил-62 Министерства обороны России. Flightradar24 зафиксировал лишь некоторые участки перелета: экипаж мог отключать транспондер, чтобы не передавать все координаты полета. Этот самолет уже был замечен в Каракасе в декабре 2018 года. А перед тем он перебрасывал российские войска в Сирию.
Цель схожих полетов российской авиации в Венесуэлу в январе, на данный момент, в общем-то понятна. Тогда режим Мадуро пытался продать золотой запас страны за наличные доллары. И если первая стадия продажи, 21 января, когда фонд Noor Capital из ОАЭ купил за наличные три тонны золота, прошла успешно, то в конце месяца, 28 января, когда Мадуро хотел продать при российском посредничестве уже 20 тон, дело сорвалось – поскольку в Госдепе США популярно объяснили чиновникам фонда из ОАЭ, что за еще одну подобную сделку они гарантированно попадут в санкционный список. На том бизнес «золото в обмен на наличные деньги с доставкой российскими самолетами» у Мадуро, казалось, закончился.
И вот – новая вспышка активности российского «транспортного цеха» в небе над Каракасом. С чего бы это? Тем более, что ни Уганда, ни Занзибар, куда летал Boeing-777 Nordwind Airlines, на международные центры торговли, где могут купить золотой груз, явно не похожи. То есть американских санкций там, возможно, и не очень боятся – но выложить восьмизначную сумму долларовой наличностью тоже вряд ли могут.
Вероятных объяснений в этот раз может быть несколько. Во-первых, потенциальный покупатель венесуэльского золота с целью конспирации специально выбрал отдаленные уголки мира для того, чтобы провернуть свои дела, не привлекая лишнего внимания. Хотя использование «засвеченного» самолета в эту гипотезу укладывается довольно плохо. И для быстрой перегрузки в полевых условиях однозначно лучше подходил бы небольшой «грузовик», чем огромный пассажирский лайнер.
Поэтому более правдоподобной выглядит версия о том, что груз шел не Венесуэлы в Африку, а из Африки и России в Венесуэлу. И было это не золото, а все те же вагнеровцы, которых изредка видят в венесуэльской столице.
Но отправляют их не только и не столько для непосредственной поддержки Николаса Мадуро, у которого и так есть собственная армия. Третья по величине в Южной Америке, кстати – и все еще в подавляющем большинстве преданная диктатору.
Вполне вероятно, что люди Пригожина делают в Венесуэле то, на что Мадуро не решился бы использовать своих гвардейцев. А именно – тайно вывозят золотой запас страны на Россию. Как персональную гарантию для Николаса Мадуро, что в трудный час Москва его не забудет. Именно поэтому когда венесуэльское золото летело в Эмираты, чтобы превратиться в доллары, которые пойдут на прокорм той же армии – слухи об этом свободно гуляли по Каракасу. У Мадуро не было оснований бояться своих людей. А теперь, когда деньги просто потихоньку улетают – диктатор отдает предпочтение российским исполнителям.
Которые, в обмен на «золотые» рейсы, должны позаботиться о его безопасности, и в случае необходимости – эвакуировать из страны. Вот только бедный латиноамериканец мало знает своих российских партнеров. Которые, вывезя последние крохи богатства обнищавшей страны, могут вернуть ему долги за золото не билетом в Москву, а пулей в голову. Так выйдет явно дешевле.
Тарас Паньо / Depo.ua