Как только личность человека в штатском, бившего ногами лежавшего на земле националиста из С14 и выкрикивавшего при этом «Лежать, Бандера!», была установлена, и суд определил для него меру пресечения в виде содержания под стражей с правом внесения достаточно скромного залога в 115 тыс. грн, страсти вокруг полицейского Мельникова разгорелись с новой силой.
И хотя до конца так и непонятно, ему ли принадлежит выкрик о Бандере (а выяснять это явно никто не будет, поскольку состав преступления заключается в куда более опасных действиях), из капитана Мельникова получается вполне «каноническая» жертва «преступного бандеровского режима». Человек с русской фамилией, родившийся на российском Дальнем Востоке, с вполне «ватными» взглядами попадает под молот правосудия за дела в «русском мире» не только не наказуемые, но и даже вполне поощряемые. Избивать ногами ненавистного «Бандеру» — чем не героический подвиг настоящего русского офицера?
Потенциал этой истории тут же приметил главный защитник русского православия в Украине, народный депутат от Оппоблока Вадим Новинский, тут же предложив Мельникову и возможным его подельникам свою посильную помощь. Произошедшее Новинский назвал «репрессиями в духе сталинских времен», но пообещал не оставить «правильных полицейских» в беде и оплатить им услуги «лучших адвокатов».
Вслед за Новинским вступился за Мельникова и его соратник, кандидат в президенты Александр Вилкул. Последний гордо отрапортовал в «Фейсбуке», что внес за капитана 115 тыс. залога, для пущей убедительности добавив копию квитанции. Сделал он это якобы потому, что «полицейский выполнял свой долг, в экстремальных условиях» и был «просто обязан применить силу против распоясавшихся радикалов».
Но Вилкул оказался не единственным кандидатом в президенты, кто решил раскошелиться ради свободы Мельникова. Параллельно с ним залог внес и бывший советник министра внутренних дел Арсена Авакова, лидер Социалистической партии и глава профсоюза МВД Илья Кива. Он лично принес наличность в кассу, сняв весь процесс на видео и сопроводив его комментарием в духе того, что в МВД «своих не бросают», а сам он, окажись на месте Мельникова, «действовал бы еще жестче». Таким образом, получается любопытная ситуация — за проштрафившегося капитана государство получило залог в двойном размере. Причем одновременно и от защитников «русского мира» и от, казалось бы, патриотических сил. При этом каждая сторона преследует свои политические цели.
Для Вилкула с Новинским, которые представляют ахметовское крыло экс-регионалов, история с Мельниковым — отличный повод поднять на щит старую и затасканную тему распоясавшихся националистов и благородного «Беркута», защищающего от них страну. И хотя Вилкул всячески подчеркивает, что вступается за Мельникова не за его «Бандеру», а за его «ложись», но все прекрасно понимают, что дело как раз в «Бандере». Без этого выкрика пинки Мельникова — обычная история «ментовского беспредела», каковые в наших широтах встречаются с избытком. Но «Бандера» в его устах делает из капитана не просто садиста, а борца с системой. Теперь Мельников стал олицетворением того старого доброго «Беркута», но действующего теперь из подполья, и если ему удастся выйти относительно сухим из воды, то и остальные притихшие «беркутята» смогут потихоньку расправлять крылья. Так что будет совсем не удивительно, если завтра доверенное лицо Вилкула Михаил Добкин достанет из шкафчика старую футболку с надписью «Беркут» и, казалось бы, закрытая тема о страдающих от рук праворадикалов «защитниках законности и порядка» снова станет актуальной.
Для Кивы, то есть Авакова, мотивы защищать Мельникова несколько другие. Главе МВД тут важно показать личному составу, что он им отец родной и готов защищать в любых ситуациях. Правда, лично Аваков заступаться за своего подчиненного не может из политических соображений и даже вынужден устраивать флешмобы «Я Бандера», а вот Кива с его славой, мягко говоря, неординарного политика вполне может взять эту функцию на себя. К системе МВД новоявленный социалист формального отношения почти не имеет и, как всякий приличный шут, может себе позволить то, что для коронованной особы недопустимо. Тем не менее все, в том числе и полицейские, чудесно понимают, чью позицию высказывает Кива.
Но есть во всей этой истории и еще один интересный аспект. Мельникова поддержали исключительно политики из лагеря Рината Ахметова. А вот представители «Оппозиционной платформы — За життя», объединившей вокруг кандидата в президенты Юрия Бойко пророссийские группы Сергея Левочкина, Вадима Рабиновича и Виктора Медведчука, судьбой пострадавшего из-за Бандеры капитана Мельникова совершенно не интересуются. Никто из них пока даже не комментирует инцидент под Подольским райотделом.
Похоже, у Медведчука решили, что для них будет выгоднее вообще не светиться в скандале, в который так или иначе оказались вовлечены два главных кандидата в президенты — Порошенко и Тимошенко, а также одна из ключевых фигур этих выборов — министр внутренних дел. Возможно, в лагере Бойко надеются, что этот скандал ударит по всем его участникам, да и лишит подозрений в том, что штаб «единого кандидата от юго-востока» может подыгрывать кому-то из пары Порошенко/Тимошенко.
Как бы там ни было, а суд над капитаном Мельниковым станет очередной площадкой для политической борьбы, и одной только правовой оценкой его поступка дело явно не ограничится.
Тарас Клочко / Деловая столица