четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Щуки украинской политики: Как Тимошенко и Аваков попались на Карася Избиение активистов под Подольским райотделом полиции запустило цепь событий, которые могут иметь серьезные политические последствия

Ключевым моментом истории с якобы штурмом райотдела участниками митинга «Кто заказал Катю Гандзюк?» и их задержанием, стало очевидно неадекватное применение силы правоохранителями, сопровождавшееся выкриками вполне русскомирского толка в духе «старого-доброго» «Беркута» времен Януковича. Однако обо всем по порядку.

В субботу, 9 февраля, у Юлии Тимошенко на Подоле был запланирован очередной предвыборный митинг. Казалось бы, ничего из ряда вон. Однако на митинге Тимошенко оказалась группа людей с плакатами «Кто заказал Катю Гандзюк?», намекая Юлии Владимировне на ее однопартийца, главу Херсонского облсовета Владислава Мангера, которого активисты и родственники Гандзюк называют одним из организаторов убийства.

Ранее протесты, связанные с делом Гандзюк, сопровождали преимущественно мероприятия власти с участием Порошенко. В рамках расследования по делу, напомним, был задержан помощник нардепа от БПП Игорь Павловский. Кроме того, отец Гандзюк в числе организаторов называл и нынешнего губернатора Херсонщины Андрея Гордеева, говоря, что для него и БПП, и «Батьківщина» – партии убийц его дочери. И хотя о возможной причастности Мангера говорилось еще осенью прошлого года, скандал вокруг убийства Гандзюк в первую очередь был направлен против власти в целом и Порошенко в частности. И Тимошенко, похоже, не слишком переживала, что тоже несколько замешана в нем, ограничившись лишь приостановкой членства Мангера в «Батьківщині» и комментариями с намеками на то, что следствие должно подтвердить невиновность ее соратника. Однако события 9 февраля во многом перевели вектор «дела Гандзюк» в направлении Тимошенко.

Активистами, заявившимися на митинг Юлии Владимировны, оказались ребята из националистической организации С14 во главе со своим лидером Евгением Карасем, ранее делом Гандзюк не интересовавшиеся. Все бы ничего, но полиция задержала нескольких активистов, обнаружив у них газовые баллончики, ножи и даже что-то наподобие револьвера, явно не боевого.

Молодых людей доставили в райотдел для выяснения обстоятельств, а их побратимы пришли туда требовать вернуть изъятые вещи, то ли ножи и кастеты, то ли отобранные смартфоны. Тут показания сторон разнятся. Полиция назвала подобное попыткой штурма райотдела и задержала около 40 участников. Сами же националисты категорически опровергают факт штурма, утверждая, что врываться внутрь никто не собирался, а они просто скандировали свои кричалки у входа.

И вот при задержании и случилось самое важное – полицейские, большинство из которых бывшие «беркутовцы», действовали, конечно, далеко не так грубо, как это было принято до 2014 г., но дубинками по головам некоторым националистам перепало изрядно. Особенное возмущение вызвал некий мужчина в штатском, избивавший лежащего на земле и явно не представлявшего опасности активиста ногами по голове под крики «Лежать, Бандера!». Все это попало на многочисленные видео и очень быстро вызвало прогнозируемое возмущение общественности.

Разумеется, подобные события не могли не получить развития. В тот же день пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган сообщила, что Государственное бюро расследований уже начало следственные действия в отношении полицейских, превысивших силу. Сама ГПУ уже в понедельник задержала Мангера, официально предъявив тому обвинение в организации убийства Гандзюк. В свою очередь, и в ведомстве Авакова также поняли, что вляпались в скандал и начали судорожно спасать лицо, организовав флешмоб в соцсетях «Я – Бандера». Тем не менее, во всей этой истории остается очень много вопросов политического толка.

Итак, сразу же после задержания националистов вину в произошедшем возложили непосредственно на Тимошенко. В соцсетях начали писать, что полицией в Украине, оказывается, руководит оппозиция. Дескать, полицейские исполняли команду забрать всех, кто пришел задавать Юлии Владимировне неудобные вопросы о Мангере. В подтверждение своих слов они приводят достаточно распространенное, пусть лишь на уровне слухов, мнение, что между Аваковым и Тимошенко существует некий политический союз и потому Арсен Борисович создает для оппозиционного кандидата на выборах режим максимального благоприятствования. В пользу этих слухов говорит то, что и сама Тимошенко, и ее команда, обвиняя власть во всех смертных грехах, лично Авакова упоминают исключительно в уважительном ключе, подчеркивая при этом, что он должен и может обеспечить законность и порядок на выборах.

На это накладывается и официальная позиция партии Авакова «Народный фронт», которая, хоть и не конкурирует на выборах президента с Порошенко, но и по большей части не поддерживает его открыто и старается при этом особенно Тимошенко не критиковать.

В «Батьківщині», в свою очередь, называют произошедшее «спланированной спецоперацией Банковой». Дескать, С14 связана с подчиненной президенту СБУ, о чем давно ходят упорные слухи, и они специально спровоцировали правоохранителей на применение силы и вообще, хотели учинить на митинге что-то ужасное и кровавое, так что лишь благодаря бдительности полиции этого не произошло. В качестве подтверждения сотрудничества С14 с СБУ приводится факт присутствия среди активистов якобы «внештатного сотрудника» спецслужбы Алексея Цимбалюка, получившего известность как исполнитель роли киллера в спецоперации СБУ с инсценировкой убийства российского журналиста Аркадия Бабченко.

Кто в данном случае прав, а кто нет, однозначно утверждать не беремся, тем более что обе эти версии совершенно не противоречат друг другу и могут сосуществовать. Но пока все выглядит так, что потенциал скандала еще далеко не исчерпан. Как бы то ни было, а власть получила достаточно веские основания иметь определенные претензии к Авакову. И если его возможное подыгрывание Тимошенко, несет для министра лишь имиджевые потери, то разгулявшиеся экс-«беркутовцы» — это и повод говорить о провале реформы в МВД, и основание для отставки министра. Ну или как минимум возможность говорить с ним с позиции силы, пытаясь отговорить от идеи делать ставку на Тимошенко.

Что же касается самой Юлии Владимировны, то для нее куда хуже скандала на митинге выглядит, его продолжение в виде задержания Мангера и раскрутка этого дела в СМИ накануне выборов. Мангер в качестве одного из главных подозреваемых в организации или даже заказе на убийство Гандзюк может очень серьезно сказаться на президентских перспективах Тимошенко. А сейчас все выглядит так, что после скандала вокруг избиения С14 ГПУ взялась за Мангера со всей серьезностью. Его не только задержали, но и провели обыски, а также отправили в Киев, чтобы именно там избрать меру пресечения. При этом в ГПУ не забывают публично подчеркивать, что тому грозит срок вплоть до пожизненного.

Все может выглядеть так, что в ГПУ давно «присматривались» к соратнику Тимошенко и выбрали или сами создали, для начала раскрутки дела крайне подходящий момент. Интерес возбужденной распоясавшимися экс-«беркутовцами» общественности к «делу Мангера» будет максимальным, и очень скоро, когда всплывут некие подробности участия херсонского депутата в убийстве Гандзюк, недоброжелатели Юлии Владимировны получат возможность говорить, какого именно циничного и до бесчеловечности жестокого преступника Тимошенко прикрывала до последнего и даже Авакова подключила, чтобы отвести от своего протеже беду.

В свое время перед выборами 2010 г. Тимошенко достаточно пострадала от похожего дела в отношении нардепа от БЮТ Виктора Лозинского. Последний, напомним, был осужден за убийство сельского жителя, неосторожно оказавшегося в охотничьих угодьях депутата. Однако «дело Мангера» может оказаться куда более неприятным. Гандзюк, в отличии от жертвы Лозинского Валерия Олийныка, – известная общественная активистка, да и убита она особенно жестоким образом.

Однако и для Банковой в этом деле есть больные места. Второй подозреваемый родственниками Гандзюк представитель местной власти – губернатор Андрей Гордеев представляет БПП. И он пока вне официальных подозрений. Более того, лично генпрокурор Юрий Луценко утверждает, что доказательств его вины нет. Правда, в отставку на время расследования был отправлен его заместитель Евгений Рыщук, также подозреваемый родственниками и активистами, но и о его возможной вине, ни о тем более задержании речи пока нет.

Так что теперь сторонники Тимошенко получают возможность и дальше разгонять тему, что власть покрывает своих, перекидывая всю вину на члена «Батьківщини» Мангера исключительно из политических соображений. От последнего, к слову, в «Батьківщині» уже окончательно открестились. Вечером 9 февраля, уже после скандала с избиением, пресс-служба партии сообщила, что Мангер на тот момент временно приостановивший членство в партии был окончательно исключен из «Батьківщини» 8 февраля. Теперь сторонники Тимошенко будут требовать того же от БПП в отношении Гордеева, выискивая тем временем новые улики против него.

Таким образом, в целом расследование смерти Гандзюк, учитывая все сопутствующие обстоятельства, может крайне неблагоприятно сказаться на обоих главных кандидатах в президенты.

Что же касается Авакова, то для него во все этой истории все могло оказаться намного проще, если бы его подчиненные, «паковавшие» националистов, сработали не так как привыкли, а в соответствии с законом, следя при этом за собственной речью. Задержи они Карася с товарищами аккуратно, без битья лежачих ногами и криков о Бандере, вся эта история не получила бы такого резонанса и никакие флешмобы были бы никому не нужны. Теперь же все попытки Арсена Борисовича казаться равноудаленным от участников выборов выглядят не слишком убедительными, а лично к Авакову могут предъявлять претензии и Банковая, и Тимошенко, и общество.


Виталий Дяченко / Деловая столица
Поділіться цим