п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Аншлюс Беларуси: Выпутается ли Лукашенко из паутины ультиматума Кремля Украине стоит начать морально готовиться к тому, что и вдоль ее северной границы могут расположиться российские войска

Последние месяцы Александр Лукашенко ведет отчаянные переговоры с Россией, стараясь сохранить субсидирование белорусской экономики.

Накануне: как Лукашенко «ставили к стенке»

С 1999 г. получаемые Минском плюшки в форме дешевого газа, беспошлинной нефти, открытого российского рынка, вооружений и кредитов составляют, по оценке МВФ, порядка $10 млрд в год. Без этих денег белорусский бюджет был бы глубоко дефицитен, а так — в хорошие годы Лукашенко даже не упускал возможности порассуждать о «белорусском экономическом чуде».

Но летом этого года Москва вдруг объявила, что «халявы больше не будет», что теперь экономическая поддержка белорусского режима будет прямо увязана с действиями Минска по укреплению белорусско-российского союза. Напомним, что Россия и Беларусь еще в 1999 г. подписали договор о создании Союзного государства. Однако процесс интеграции застопорился в 2007 г., а с 2015 г. более активная интеграция идет в формате Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), с участием Казахстана и других постсоветских стран.

Неделю назад на саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге Александр Лукашенко устроил Владимиру Путину настоящий выговор, указывая на разные условия ценообразования для белорусских и российских потребителей газа. По его словам, для белорусских потребителей топливо стоит $130 за тыс. куб. м, тогда как для российских — $70 (в соседней Смоленской области). На это Путин ответил, что если бы для Беларуси была рыночная цена газа, она была бы под $200 за тыс. куб. м, а не $130, и предложил продолжить дискуссию о ценах на газ позже в закрытом режиме.

Позднее Лукашенко рассказал, что извинился перед Путиным за то, что в «нехорошей форме» инициировал дискуссию по газовому вопросу. Также Минск и Москва спорят о механизме компенсации белорусской стороне выпадающих доходов бюджета из-за запущенного в РФ т. н. «налогового маневра»: он приведет к удорожанию нефти для белорусских НПЗ и падению доходов белорусского бюджета. Который сегодня наполняется в значительной степени благодаря тому, что Беларусь получает российскую нефть на особых условиях, без 30%-ной пошлины.

Резкость Лукашенко явно не понравилась Кремлю. 11 декабря в Москве вице-премьер РФ Дмитрий Козак на встрече с делегацией из Беларуси не стал обсуждать компенсацию цены на нефть и предоставления скидки на газ. По его словам, это нельзя обсуждать «до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства».

Перечень этих «принципиальных решений» 13 декабря на заседании Совмина Союзного государства в Бресте заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Понятно, что сама фраза «Дмитрий Медведев продемонстрировал жесткость» звучит смешно, но происходившее действительно выглядело как ультиматум белорусскому руководству.

Россия напомнила Беларуси о существовании договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., который предусматривал фактически инкорпорацию Беларуси в Россию. Теперь Медведев предложил Лукашенко два варианта на выбор. Первый — «консервативный» сценарий: «При сохранении контуров того Союзного государства, которое было создано, без повышения уровня интеграции до тех пределов, подчеркиваю, которые установлены в договоре 1999 г., без формирования всех институтов, которые заложены в этот договор», — сказал Медведев. В этом случае центром интеграции становится ЕАЭС, а Минск решает свои проблемы сам, в том числе покупает энергоносители по рыночным ценам.

Второй вариант — реальное строительство Союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра (отказ Беларуси от своей валюты и переход на российский рубль), единой таможенной службы, суда, счетной палаты, законодательства и т. д. Упомянул Медведев и повышение взаимозависимости экономик России и Беларуси, и требование проводить единую налоговую политику, политику в области ценообразования, тарифообразования.

Если будет выбран второй вариант интеграции, тогда белорусские компании получат те же возможности, что и российские, решится вопрос с финансовой поддержкой Минска, с дешевыми энергоносителями и всем прочим. Правда, Медведев не стал напоминать, что договор 1999-го также предусматривал и дальнейшие шаги в интеграции — путь к единому парламенту и единому президенту.

Премьер-министр Беларуси Сергей Румас попробовал посопротивляться — он заявил, что дисбаланс в торговле товарами между Беларусью и Россией усиливается, по итогам 10 месяцев отрицательное сальдо взаимной торговли увеличилось на $3,3 млрд. Причина этого — многочисленные запреты Россией белорусских продуктов и различные препятствия в торговле для белорусских предприятий. Но на фоне заявления Медведева это звучало уже слишком неубедительно.

Лукашенко обиделся

На следующий день свое мнение по вопросу российского ультиматума пришлось высказать Александру Лукашенко — это происходило на собранной в Минске большой пресс-конференции для российских провинциальных журналистов.

Лукашенко признал, что сейчас интеграция стоит на месте, хотя сам он считает, что надо «шаг за шагом» исполнять Договор о создании Союзного государства. Но вот слова Дмитрия Медведева о «более углубленной интеграции с Россией» его, оказывается, обидели.

«Шантажировать нас, пытаться наклонять, становиться коленом на грудь бесполезно. Мы должны идти к интеграции во имя единения наших народов. Не могу пойти на закулисные махинации, все должно быть честно и открыто. Мы готовы с завтрашнего дня начинать эту работу по интеграции, о которой Беларусь говорит уже не первый год», — сказал белорусский президент.

Было видно, что Лукашенко серьезно нервничал. На протяжении пресс-конференции он раз за разом возвращался к теме «российского ультиматума», по ходу дела все более распаляясь. В конце концов начальник Беларуси заявил, что республика никогда не войдет в состав России: «Если нас хотят поделить на области и впихнуть в Россию — этого не будет никогда». Здесь Александр Григорьевич явно вспомнил знаменитое высказывание Владимира Путина, который в 2006 г. предложил ему включить Беларусь в состав РФ «шестью областями».

Позднее Лукашенко высказал уверенность, что под предлогом «глубокой интеграции» Москва хочет инкорпорировать Беларусь в состав России. «Я понимаю эти намеки: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России, — заявил Александр Лукашенко офигевшим российским журналистам (в зале были корреспонденты изданий типа «Алтайская правда», которые даже собственного губернатора только по телевизору могут увидеть). — Я всегда задаю вопрос: такие вещи во имя чего делаются? Вы подумали о последствиях? Не мытьем, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны. … Нам говорят — компенсация за налоговый маневр будет, когда будет более глубокая интеграция. А некоторые прямо говорят — мы готовы, чтобы вы шестью областями вошли в состав Российской Федерации».

Комментируя возобновление разговоров о едином эмиссионном центре и валютном союзе, Лукашенко заявил: «Это значит создавать союз с крыши, а не с фундамента. Тогда, в начале 2000-х годов, не нужен был этот союз, который прописан в договоре. А сейчас много об этом начали говорить».

Впрочем, Лукашенко не был бы сам собой, если бы не оставил себе пространство для отступления. По его словам, накопившиеся между Беларусью и Россией вопросы будут решены в самое ближайшее время на встрече глав государств этих стран. Лукашенко даже назвал дату своей следующей встречи с Путиным — 25 декабря. А нынешний конфликт — «Это рабочие моменты. В отношениях между нашими странами еще не было ситуаций, в которых мы не нашли бы компромисса», — сказал Лукашенко.

По его мнению, в нынешнем обострении отношений между Москвой и Минском во многом виноваты журналисты. «Вслед за событиями слухи, домыслы, фейки традиционно заполняют медийное пространство, усложняя восприятие действительности. Все эти факторы влияют на внутреннюю жизнь Союзного государства, на темп нашего стратегического сотрудничества, — отметил белорусский президент.

Промежуточный итог

Если предложение Кремля, озвученное Дмитрием Медведевым, будет реализовано, Беларусь не сможет получить выгоду от российских институтов развития и роста. По сути, Александру Лукашенко предлагают оставить полномочия на уровне глав Татарстана, Башкортостана или Чечни, предоставив взамен внутренние цены на энергетические товары, кредиты, включение в российские госзакупки.

Очевидно, что это — политический и экономический шантаж. Шантаж не только Лукашенко, а всего белорусского народа. Принуждение к слиянию, которое будет иметь далеко идущие последствия для Беларуси, это ультиматум белорусским элитам, как тем, что при власти, так и оппозиционным.

Конечно, Лукашенко — мастер политической игры, он уже почти 25 лет получает от России практически все, что хочет, расплачиваясь рассказами о братской любви двух народов и о невероятной важности белорусской экономики для рынка России. Но сегодняшнее руководство России весьма прагматично и совсем не похоже на команду романтиков, окружавших Бориса Ельцина. Недавнее назначение послом РФ в Минске неудавшегося «усмирителя Украины» Михаила Бабича — свидетельство того, что в Москве всерьез настроены сделать Беларусь либо абсолютно послушным вассалом, либо вообще частью своей территории.

Сейчас Лукашенко рассчитывает, что сможет «договориться» с Путиным на очередной личной встрече, и «ультиматум Медведева» так и останется громким заявлением. А интеграционные потуги России «вечный Батька», как обычно, спустит на тормозах. Но очень вероятно, что не получится, и в Москве всерьез решили поменять и власть в Минске, и статус самой Беларуси. Так что Украине стоит начать морально готовиться к тому, что и вдоль ее северной границы тоже могут расположиться российские войска.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим