субота, 7 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Призыв-2018: Почему военкомы дошли до облав на улицах и вокзалах В Украине проходит очередной призыв в армию, во время которого военкомы хвастаются успехами, а уклонисты рассказывают страшные истории

Продолжается последний месяц очередного призыва в армию, который имеет все шансы стать легендарным. Легендарным в том смысле, что о нем каждый будет рассказывать свои легенды.

Например, начальник Главного управления персонала – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Артур Артеменко во время брифинга 10 декабря сообщил, что план на эту призывную кампанию уже почти выполнен.

«Призывными комиссиями в войска отправлено 17620 призывников, 98% от плана. Остальные 340 призывников будут отправлены по графику в течение недели», – заявил Артеменко.

Напомним, что в течение этой призывной кампании на военную службу планируется привлечь 17960 человек, из них в ВСУ – 9010, в Госспецслужбу транспорта – 900, в Госпогранслужбу – 1550 и в Нацгвардию – 6500.

Больше всего срочников призовут в Днепропетровской (1850), Харьковской (1300) и Одесской (995) областях, а меньше всего – в Луганской (260), Закарпатской (425) и Донецкой (440). Что касается Киева, то в столице планируют набрать 744 человек.

Речь именно о призыве. Не путать со сборами резервистов, которые параллельным курсом проходят в связи с объявленным в стране военным положением.

О столице стоит упомянуть отдельно. На днях заместитель военного комиссара – начальник отдела комплектования и призыва Киевского областного военного комиссариата Василий Лысенко в интервью похвастался, что в столичной области план военного призыва уже выполнили на 100%, отметив при этом, что 99% призывников пришли добровольно.

«Не знаю, как в других городах, но у нас в Киевской области идут ребята целенаправленно, 99% – это желающие, которые нормально относятся к военной службе», – заверил Лысенко.

Сами же призывники и сочувствующие им на интернет-форумах и в тематических группах в социальных сетях озвучивают несколько иное видение ситуации. В основном они жалуются на жесткие методы «розыска и оповещения» тех, кто уклоняется от срочной службы.

В частности, адвокат Дмитрий Марцонь рассказал, что киевлян задерживали прямо на вокзале: «Парня задержали в 21 час на вокзале, там группу взяли. В 22 часа они уже были в военкомате, а в 23 часа он уже якобы медкомиссию прошел. В 2-3 часа ночи уже повезли во Львов служить. Хотя, конечно, в ночное время медкомиссия не работает, да и за час пройти всех врачей и сдать анализы вряд ли удастся».

Судя по форумам, похожие ситуации в Киеве – не редкость. Сестра одного из местных призывников рассказала, что ее брата схватили недалеко от станции электрички.

«Он собирался ехать к бабушке за Киев, шел на электричку. Подошли двое в камуфляже и полицейский. Сначала у него попросили документы, он не стал им давать. Его буквально заставили сесть в автомобиль, якобы для того, чтобы проехать в полицейский участок. А сами отвезли в военкомат. Там продержали несколько часов. Мы не знали, где он, пока кто-то нам не позвонил и не сообщил. Взяли адвоката, и только с его помощью нам удалось брата оттуда вытащить», – написала девушка.

Не лучше ситуация и в регионах. В частности, Кристина Роля из Ужгорода утверждает, что ее брата забрали прямо с рабочего места и без прохождения медосмотра сразу же отправили во Львов для прохождения срочной службы.

Что интересно, в ужгородском военном комиссариате отрицать нетрадиционные методы призыва не стали, объясняя это достаточно тривиально: уклонистов стало больше, тогда как план призыва для области также увеличили, поэтому они вынуждены действовать жестче. Кстати, за уклонение от срочной службы в Ужгороде уже составлены более 250 админпротоколов и возбуждены 6 уголовных производств.

Стоит отметить, что юридическая трактовка вопроса силовыми органами и юристами диаметрально отличается. Юристы в один голос утверждают, что это ни что иное, как превышение полномочий работниками военкоматов и полицейскими. Те же, в свою очередь, уверяют, что действуют в рамках закона.

«Сотрудники полиции в данном случае имеют право попросить человека предъявить документы для ознакомления с его личностью, а также у полиции есть полномочия разыскивать лиц, уклоняющихся от отбывания срочной военной службы. Этих лиц, если есть потребность, они доставляют в военные комиссариаты», – объяснила Инесса Манзулич-Иванова, специалист отдела коммуникаций ГУ Нацполиции в Закарпатской области.

Генштаб при этом занял третью позицию: «ни нашим, ни вашим». Там хладнокровно дождались почти завершения призыва, после чего заявили, что ловить призывников на улицах – незаконно, и все, кто так делал, будут наказаны. При этом, как можно догадаться, никого из «незаконно» отловленных призывников домой не отпустили.

Таким образом, очередной призыв в Украине, уже можно писать уверенно, завершится вполне успешно с точки зрения статистики и выполнения плана, однако можно ли его назвать успешным с точки зрения законности и уровня доверия украинской молодежи к силовым структурам – вопрос более чем дискуссионный. Можно даже предположить, что если подобным образом будут проходить и последующие призывные кампании, то армии начнут не просто бояться, но и люто ненавидеть.

А с другой стороны: что делать военным комиссариатам, если от них «сверху» требуют выполнения плана? Да и тех, кто «спускает» этот план, также можно понять: государство должен кто-то защищать, а кроме как среди призывников черпать кадровый резерв для контрактной службы в ВСУ, по большому счету, больше негде. Кстати, по словам военкомов, лишь около 20% призывников потом изъявляют желание продолжить службу в Вооруженных силах по контракту.

Между прочим, расходы на проведение призыва составляют почти 65 миллионов гривен.


Depo.ua
Поділіться цим