Вторую неделю ситуация вокруг событий в Керченском проливе не сходит с повестки дня как в Украине, так и в мире.
Напомним, 25 ноября корабли Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (ВМС ВСУ) в составе двух малых бронированных артиллерийских катеров «Бердянск» и «Никополь» и рейдового буксира «Яны Капу» во время прохождения через Керченский пролив были открыто атакованы военными кораблями Российской Федерации, после чего захвачены в плен россиянами.
И если в том, «кто виноват?», мировое сообщество разобралась, так сказать, по горячим следам, то ответ на вопрос «что делать?» ищут до сих пор. Усиление санкций против России – это, конечно, хорошо, но это, так сказать, работа на перспективу. А война идет здесь и сейчас, и, по сути, в любой момент россияне могут атаковать украинские корабли снова.
Понимает это и верховный главнокомандующий ВСУ, президент Украины Петр Порошенко, поэтому еще неделю назад в интервью немецкому изданию Bild заявил, что призвал НАТО отправить корабли в Азовское море.
«Германия – один из наших ближайших союзников, и мы надеемся, что страны НАТО сейчас готовы разместить военные корабли в Азовском море, чтобы помочь Украине и обеспечить безопасность», – сказал Порошенко.
Однако, правительство Германии достаточно быстро отклонило призыв Украины направить немецкие военные корабли в зону конфликта, призвав стороны к переговорам. Таким образом стало понятно, что Украина может рассчитывать кроме себя только на ту часть флота НАТО, которую представляют страны-члены НАТО из Черноморского бассейна (Турция, Румыния, Болгария) и на военные корабли США, которые могут себе позволить зайти в Черное море как в рамках НАТО, так и вне их.
Кстати, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 3 декабря заявил, хоть и без какой-либо конкретики, что Североатлантический альянс уже увеличил присутствие своих сил в Черном море. А вот что касается США, то не все так просто: конвенция Монтре от 1936 года позволяет военным кораблям стран нечерноморского региона находиться в Черном море не более 21 суток подряд.
Тем не менее именно сейчас Соединенные Штаты проявляют наибольшую инициативу для так называемого «принуждения к миру» на море кремлевского агрессора. В США даже призвали Украину инициировать изменение правового статуса Азовского моря, чтобы открыть его для навигации кораблям НАТО.
Вместе с тем, по состоянию на сегодня, США имеют достаточно легкое военно-морское присутствие в Черном море – нескольких сотен морских пехотинцев и матросов, которые на ротационной основе участвуют в учениях в рамках сотрудничества в области безопасности во всем регионе. Однако до недавнего времени даже этого незначительного контингента хватало, чтобы сдерживать потенциального агрессора (Россию) от необдуманных действий.
Не имеет постоянного присутствия в Черном море и 6-й флот ВМС США, который дислоцируется в Средиземном море. Однако, как показывает практика последних лет, отдельные его корабли вполне могут заходить в Черное море для выполнения тех или иных задач, в том числе боевых.
В состав 6-го флота США входят штабной корабль десантных сил «Маунт Уитни» (флагман флота), ракетный крейсер «Анцио», крейсер Philippine Sea (CG 58), фрегат «Николас», эсминец USS Higgins (DDG 76), десантный корабль USS Ashland (LSD-48), эсминец USS Ramage (DDG-61), эсминец USS Truxtun (DDG 103), фрегат USS Elrod (FFG 55) и много более мелких кораблей (состав флота постоянно меняется на ротационной основе).
Можно вспомнить, как 7 июля 2018 года штабной корабль десантных сил «Маунт Уитни» заходил в Одессу для участия в международных военных учениях Sea Breeze-2018. Также не стоит забывать, как 7 марта 2014 года в Черное море зашел американский авианосец «Джордж Буш», после чего Россия выпустила из Крыма заблокированные там ею верные украинской присяге корабли с экипажами.
И по странному стечению обстоятельств начало агрессивной активности россиян в Азовском море летом этого года совпало по времени с выходом из Черного моря ракетных эсминцев ВМС США – USS Carney DDG-64 и USS Ross DDG 71 с «Томагавками» на борту, которые принимали участие в ракетных ударах по Сирии.
Ну и, конечно же, стоит вспомнить, как в августе 2008 года во время военной агрессии России против Грузии в Черное море в район порта Батуми прибыли сразу десять боевых кораблей НАТО, главную скрипку среди которых играли представители 6-го флота ВМС США – эсминец «МакФол» и сторожевой корабль береговой охраны США «Даллес».
Конечно, до перестрелки с российскими судами дело тогда не дошло (да и вряд ли дойдет сейчас), однако сдерживающую роль эта военная операция сыграла. Военные эксперты даже склонны считать, что именно присутствие американского флота у берегов Грузии остановило Путина от похода на Тбилиси с последующей эскалацией конфликта.
Таким образом, Соединенные Штаты и ранее демонстрировали решимость в морском противостоянии с Россией, поэтому сейчас мы имеем все шансы надеяться на аналогичное поведение. И дело даже не в симпатиях к Украине, здесь все гораздо серьезнее: в США не могут не понимать, что если они дадут возможность России сейчас закрепиться в Черном/Азовском морях, то потом «выкурить» ее оттуда будет очень трудно. Поэтому в первую очередь для них лучше предотвратить, чем потом пытаться все исправить.
Именно поэтому все похоже на то, что Вашингтон стремится добиться, чтобы военное присутствие США в Черном море стало новой нормой для России и несколько охладило неприлично горячую голову кремлевского карлика Путина.
Руслан Рудомский / Depo.ua