п'ятниця, 26 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сбросить пар: Как Луценко задвинул дело Гандзюк в дальний ящик На Банковой знали о готовящемся выступлении Юрия Луценко в Верховной Раде и, как минимум, не были против

Как и ожидалось, заявление генпрокурора Юрия Луценко об отставке, сделанное им 6 ноября с трибуны Верховной Рады, стало весьма громким. Но по большому счету – абсолютно наигранным: парламент прогнозировано не проголосовал за его увольнение. Зачем нужен был весь этот «белый шум», и как это связано с делом об убийстве херсонской активистки Екатерины Гандзюк, пишет Апостроф.

Отставка без… отставки

Как известно, опытные политики ничего не делают зря. Юрий Луценко – сверхопытный игрок, имеющий в багаже более 20 лет политической карьеры, и знающий, где лучше промолчать, а где – наоборот – пойти на обострение. Поэтому его эмоциональное заявление об отставке, сделанное с трибуны Верховной Рады, вызвало немало вопросов относительно искусственности его слов. Выступая с отчетом о ходе расследования дела об убийстве херсонской активистки Екатерины Гандзюк, генпрокурор раскритиковал активистов, а также нардепов из-за их инициативы о создании Временной следственной комиссии (ВСК) в Верховной Раде, которая должна расследовать это убийство. При этом в своих высказываниях он был непереборчив, назвав народных депутатов, критикующих его – «шайкой мерзавцев», а нардепа Егора Соболева – «недорослью».

«Организаторам ВСК нужен не результат. Им нужен пиар для борьбы за власть… Чтобы не было сомнений, что за власть никто не цепляется, я сегодня подаю заявление об отставке президенту Украины, и вы в парламенте должны рассмотреть этот вопрос. …Вам решать, или Мустафа Найем (нардеп-«еврооптимист», один из инициаторов ВСК, – ред.) будет руководить следствием и устанавливать с экранов телевизора виновных, или правоохранительные органы, которые несут за это уголовную ответственность», – сказал он.

Это заявление стало неожиданностью для практически всех парламентских фракций. Не ожидали такого финта со стороны Луценко даже в провластном «Народном фронте». «Луценко – политик, он понимал, что в этой ситуации нужно что-то предпринимать, потому был найден такой выход, чтобы снять напряжение. Но без согласия Банковой на это он бы не пошел никогда. Для нашей фракции это было неожиданностью. Они нашли хороший пиар-ход для сложившейся ситуации», – сказал изданию один из «фронтовиков».

Нардепы из «Блока Петра Порошенко» публично тоже делали удивленные лица. Впрочем, как рассказали изданию сразу несколько источников в Администрации президента, о выступлении Юрия Луценко на Банковой знали и, как минимум, не были против. В комментариях журналистам от нардепов из БПП тезис изначально звучал только один: Юрия Луценко снимать никто не будет. «Заявление об отставке – его решение, но если смотреть с политической, государственнической точки зрения, конечно, нельзя уходить в отставку сейчас», – сказала нардеп Нина Южанина. Был лаконичен и глава президентской фракции Артур Герасимов: «Мы полностью поддерживаем то, что любые действия, которые касаются расследования, должны быть профессиональными, прежде всего. И должны помогать повышению эффективности любого расследования».

Зачем был нужен «белый шум»

Впрочем, многие политики и эксперты сошлись на том, что этот «белый шум» был необходим для того, чтобы сбить с информационной повестки дня тему смерти херсонской активистки Екатерины Гандзюк. «Хороший пиар на деле Гандзюк. Показать, что из всех только он один смелый, а если он уйдет, то без него не справятся», – рассказал изданию один из нардепов из БПП «оффрекордс».

В свою очередь нардеп Виктор Чумак назвал действия Луценко «новой игрой: «вотум доверия». Он напомнил, что согласно закону назначение и увольнение генпрокурора происходит с согласия Верховной Рады. «Но если в случае непредоставления согласия на назначение это является основанием для нового представления, то последствия непредоставления согласия на увольнение по собственному желанию – законом не предусмотрены, – сказал он. – Таким образом, Юрий Витальевич играет с обществом в совершенно понятную информационную игру: парламент не предоставит необходимого количества голосов, наоборот, я получаю вотум доверия, и все вы закроете рот».

«Рейтинговое» неголосование

Вероятно, чтобы закрепить успех глава Верховной Рады Андрей Парубий подыграл Юрию Луценко, устроив так называемое рейтинговое голосование Верховной Рады по отставке генпрокурора. Что такое «рейтинговое» голосование? Это означает, что оно не несет никаких реальных юридических последствий. Дело в том, что заявления Юрия Луценко в Раде нет, выходит, и предмета для голосования не было. В БПП «рейтинговым» голосованием – за отставку генпрокурора, к слову, проголосовали лишь 38 депутатов – воспользовались по максимуму.

Заместитель главы фракции БПП Алексей Гончаренко журналистам в кулуарах рассказал об успехах, достигнутых Генпрокуратурой за два с половиной года деятельности Юрия Луценко.

«ГПУ под руководством Луценко показала другую эффективность, чем при других генпрокурорах, вернув в госбюджет миллиарды гривен, сотни гектар земли, собственность. Кроме того, наибольшее количество представлений на снятие депутатской неприкосновенности были внесены именно Луценко. Поэтому я проголосовал против его отставки… И мы увидели, что и речи не может быть о 226 голосах за его отставку. Фактически Луценко получил политический вотум доверия», – сказал он.

Фокус в том, что голосов могло быть и больше – но многие не стали голосовать, понимая, что смысла от этого – никакого, в то время, как отношения с Юрием Луценко могут быть серьезно испорчены.

В свою очередь нардеп Мустафа Найем в комментарии изданию резко раскритиковал подобные действия. «Очевидно, что это был фарс. Мы понимаем, что никакой попытки отставки не было. Отставка делается иначе: генпрокурор должен подать заявление президенту, а тот уже вносит в Раду представление на отставку, и парламент определяется. А что произошло вчера – пиар-ход Луценко. Я знаю достоверно, что он обещал вчера, в том числе председателю парламента (Андрею Парубию – ред.), подать заявление об отставке, если будет создана временная следственная комиссия, и в ее состав войду, в частности, я. Тем не менее, комиссия создана… Я очень надеюсь, что глава комиссии (им стал Борислав Береза – ред.) не будет скрывать от общественности, если комиссия перестанет работать. А мы должны получить через три месяца реальный результат ее работы», – сказал он.

В то же время Найем связывает поведение генпрокурора с политическими амбициями. «Луценко идет на выборы, и все это прекрасно понимают», – отмечает нардеп.

Среди экспертов неоднозначно отнеслись к действиям генпрокурора, но сходятся во мнении, что в пиар-плане Луценко выиграл. «Победа окрылит Луценко. Он будет более нагло себя вести. В принципе это уже проявилось в его хамстве с парламентской трибуны. Получив поддержку фракций власти, он, скорее всего, все припомнит оппонентам, благо возможности у него есть», – сказал изданию политический эксперт Кость Бондаренко.

Следствие ведут нардепы

Интересно, что, несмотря на агрессивную позицию Юрия Луценко, в зале Верховной Рады с лихвой хватило голосов на создание Временной следственной комиссии – 259 депутатов поддержали данное постановление. В состав ВСК вошли 19 человек: Юрий Буглак, Валерий Карпунцов, Сергей Алексеев (заместитель председателя ВСК), Мустафа Найем, Максим Саврасов, Василий Яницкий (все – БПП); Игорь Алексеев, Сергей Высоцкий, Антон Геращенко (все – НФ); Юрий Павленко, Дмитрий Шпенов («Оппозиционный блок»); Елена Сотник («Самопомич»); Игорь Луценко («Батькивщина»); Андрей Шипко («Видродження»); Евгений Рыбчинский («Воля народа»); Игорь Мосийчук («Радикальная партия»); Ирина Геращенко, Остап Еднак, Борислав Береза (председатель ВСК) (внефракционные).

Впрочем, большинство нардепов – даже те, кто поддержал создание ВСК – не верит в эффективность таких комиссий. В нынешнем законодательстве даже нет отдельного закона, который бы регулировал работу следственных комиссий, созданных парламентом. На данный момент полномочия ВСК прописаны в законе о регламенте Верховной Рады. Но проблема в том, что там нет описания, каким образом они должны работать. Ранее полномочия были прописаны в законе «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях ВРУ» 2009 года. В документе указывалось, что ВСК имеет право получать всю необходимую информацию, материалы дела, приглашать лица, касательно которых проводится расследование, для получения показаний, назначать необходимые экспертизы и т.д.

Но в том же году закон признали неконституционным. Среди главных причин – не дать возможность запуска специальной временной следственной комиссии, которая получила бы право расследовать преступления президента. Уже во времена Виктора Ющенко был страх запустить механизм импичмента. Так судьба ВСК в Украине зависла в воздухе по сей день. За весь восьмой созыв Верховной Рады депутаты создали только пять комиссий, одна из которых уже прекратила свою деятельность. В парламенте признают: с существующим законодательством следственные комиссии не будут эффективны, а любое их создание – чистой воды пиар политиков.

В 2014 году депутаты уже регистрировали новый законопроект о комиссиях, который практически слово в слово повторяет закон 2009 года. Но в зал парламента он так и не попал. И не попадет в ближайшее время. «Возвращать этот вопрос в повестку дня нужно. Потому что от него напрямую зависит вопрос влиятельности парламента. Но я думаю, что время законопроекта придет уже после парламентских выборов, когда в ВР зайдут серьезные игроки. Сейчас же такой инструмент может быть использован в целях предвыборного пиара», – прокомментировала изданию один из авторов этого законопроекта о комиссиях, депутат от НФ Виктория Сюмар.

Нардепы понимают, что следственная комиссия по делу убийства активистки вряд ли принесет желаемый результат и будет иметь, скорее, политический характер.

«Вывод комиссии не будет разгромным. Это будет компромиссное решение, потому что большинство представителей будет от власти. Но в любом случае можно будет некоторых персонажей подержать за горло», – сказал нардеп Игорь Луценко из «Батькивщины».



Поділіться цим