Центральная избирательная комиссия (ЦИК) заработала в новом составе и уже успела попасть впросак. Успешная работа Центризбиркома в дальнейшем будет зависеть от консенсуса между президентом Петром Порошенко и его союзниками из «Народного фронта». Какие сюрпризы готовит новый ЦИК и кто будет использовать комиссию на торгах во время президентских выборов, пишет Апостроф.
Посторонним в.
Новый состав ЦИКа приступил к работе. В минувшую пятницу, сразу после принятия присяги в Верховной Раде, новоизбранные члены комиссии собрались на первое заседание для избрания руководства. Ходившие парламентскими кулуарами слухи оправдались: кресло председателя досталось Татьяне Слипачук, за которую проголосовало 13 членов комиссии. Согласно регламенту работы Центризбиркома, ее кандидатуру внес старший по возрасту член комиссии Михаил Вербенский, а голосование было тайным. Далее уже новоиспеченная глава ЦИКа Слипачук предложила кандидатов на должности своих заместителей и секретаря. Первыми двумя были избраны Олег Конопольский и Евгений Радченко, получившие по 14 голосов членов комиссии. 13 членов Центризбиркома поддержали избрание Натальи Бернацкой на пост секретаря комиссии.
Подпортил впечатление от долгожданного перезапуска ЦИКа закрытый характер заседания, хотя закон и регламент требуют обратного. Новоизбранный заместитель Радченко убеждал издание, что в отсутствии прессы и наблюдателей от общественных организаций на заседании не было злого умысла. «Мы просто не знали о приходе СМИ. И только на половине заседания стало известно, что журналисты тоже хотели присутствовать», — утверждает Радченко. Этой версии придерживается и член ЦИКа Андрей Евстигнеев. «Еще не было ни председателя, ни заместителей, которые бы руководили процессами и которые бы дали указание открыть заседание… А мы торопились рассмотреть кадровый вопрос, чтобы разблокировать работу комиссии», — дополнил он.
Случившееся могло быть «недоразумением», считает один из представителей предыдущего состава ЦИКа. «Все дело в отсутствии опыта у нового руководства комиссии. Но нельзя исключать, что это было его желание самоутвердиться», — сказал он не под запись.
Влияние и судьбы
Как бы то ни было, голосование за руководство ЦИКа легализовало политические договоренности, касающиеся распределения сфер влияния в комиссии. Как утверждают собеседники издания в Верховной Раде, новоизбранный председатель Слипачук, участвовав в отборе по квоте депутатской группы «Воля народа», на самом деле лояльна к Администрации президента (АП). Еще будучи партнером известной юридической фирмы Sayenko Kharenko, она входила как представитель президента Украины в состав комиссии по отбору претендентов на руководящие должности в Государственном бюро расследований. На сей раз ее «спрятали» в квоте союзной депутатской группы.
Заместителя Конопольского уже открыто относят к квоте партии «Блок Петра Порошенко», хотя на выборах президента 2010 года он был доверенным лицом нынешнего лидера второй партии власти «Народный фронт» (НФ) Арсения Яценюка. А вот заместитель Радченко прошел в ЦИК по квоте «Самопомочи» и до своего избрания работал директором по развитию общественной организации «Интерньюз-Украина», являясь общепризнанным экспертом в сфере выборов.
Секретаря Бернацкую (до замужества Севастьянова) – бывший первый заместитель министра юстиции Павла Петренко – относят к квоте «Народного фронта», но связана она и с другими политическими игроками.
Выдвиженцами НФ также являются экс-депутат от «Народного фронта» Ирина Ефремова (креатура одного из центров влияния в НФ министра внутренних дел Арсена Авакова) и бывший доцент кафедры международного права и специальных правовых дисциплин Киево-Могилянской академии Леонтий Шипилов (ставленник председателя Верховной Рады Андрея Парубия).
В квоту БПП также входят бывший заместитель Юрия Луценко, когда тот был министром внутренних дел, Михаил Вербенский, экс-заместитель заведующего секретариатом парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Ольга Желтова, представитель кандидата в президенты Порошенко на выборах 2014 года Светлана Кустова, бывший доцент кафедры конституционного и административного права Киевского национального университета им. Т. Шевченко Ольга Лотюк, бывший сотрудник АП и экс-руководитель юридического департамента партии УДАР Виталий Плукар.
Кстати, еще один член Центризбиркома Олег Диденко был назначен в комиссию также по квоте партии мэра Киева Виталия Кличко и, по данным издания, в своей деятельности ориентируется на АП.
По протекции депутатской группы «Видродження» прошла в ЦИК судья Дарницкого райсуда Киева Алла Басалаева. Член комиссии адвокат Евстигнеев был делегирован партией «Батькивщина», что неудивительно, учитывая его сотрудничество с народным депутатом от этой политсилы Борисом Тарасюком в качестве внештатного помощника. Квотой Радикальной партии в ЦИКе является экс-парламентарий Татьяна Юзькова. С 2014 года в ЦИКе работает Екатерина Махницкая, назначенная по квоте партии «Свобода».
Впрочем, даже с учетом лояльных членов ЦИКа президент пока не имеет большинства в комиссии, необходимого для принятия решений. После изменений в законодательстве, внесенных перед голосованием за новый состав ЦИКа, кворум в комиссии из 17 членов составляет 11 человек. Это значит, что для выгодной работы Центризбиркома команде президента нужны союзники. Прежде всего – НФ, ведь в его сфере влияния секретарь комиссии, в чьих обязанностях не только готовить материалы для заседаний, но и подписывать их протоколы (то есть без ее подписи не пройдет ни одно решение ЦИКа).
В «Народном фронте» свою нынешнюю роль в работе ЦИКа прекрасно осознают. «И для Администрации президента это тоже очевидно. Они, конечно, надеются на лояльность членов комиссии, назначенных по квотам других партий, но ведь их отношение может и измениться в силу политической конъюнктуры», — говорит народный депутат от НФ, близкий к руководству своей фракции.
«Учитывая назначение Бернацкой и Радченко в руководство ЦИКа, нет оснований говорить, что орган находится под чьим-либо контролем», — полагает генеральный директор Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель.
«Зато «Народный фронт» в ЦИКе получил в лице комиссии инструмент влияния и ставку на политических торгах с президентом», — комментирует изданию политолог Кость Бондаренко.
Подверженность влиянию извне ЦИК сможет продемонстрировать на примере выборов в объединенные территориальные общины (ОТО). Ранее старый состав комиссии отказался назначать на осень первые выборы в ряде новосозданных ОТО, сославшись на законодательную коллизию. Реакция политиков была бурной, но на самом деле данное решение выгодно и провластным партиям, и оппозиции, ведь без выборов нет победивших и проигравших на старте президентской кампании. «По назначению этих выборов мы будем судить, насколько независимым является новый состав Центризбиркома», — говорит изданию гендиректор КИУ Кошель.
«Времени осталось критически мало, чтобы провести эти выборы еще в 2018 году. А с 31 декабря начнется избирательный процесс по выборам президента», — комментирует бывший заместитель главы ЦИКа Андрей Магера.
В свою очередь экс-руководитель КИУ, народный депутат Игорь Попов (Радикальная партия) считает, что выборы в новосозданных ОТО, скорее всего, состоятся только после президентской кампании. «Думаю, в ЦИКе найдут формальный повод затянуть с решением до конца октября. А потом уже не будет смысла, ведь через 70 дней, положенных по закону до дня голосования, будет в разгаре президентская кампания», — сказал Попов.
На заседании в понедельник, 8 октября, Центризбирком проигнорировал вопрос ОТО, занявшись различными тендерными вопросами.
По информации издания, пока не готов ЦИК взяться и за распределение областей между членами комиссии – не менее важный момент дележа для групп влияния с учетом приближающихся кампаний президента и в Раду. Как намекают в Центризбиркоме, торги по этому вопросу сейчас в самом разгаре.