четвер, 18 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Новая встреча «нормандской четверки»: Для чего Россию зовут в Берлин «Нормандский формат», который, кажется, практически исчерпал себя в вопросе завершения конфликта на Донбассе, в этот раз будет использован с другой целью

Специальный представитель США по делам Украины Курт Волкер анонсировал очередную встречу в рамках «нормандской четверки». В частности, 26 июля в Берлине встретятся политдиректора МИД заинтересованных сторон, чтобы обсудить конфликт на Донбассе, пишет Роман Федюк для Depo.ua.

По информации чиновника, на этой встрече опять будут говорить о том, как должна выглядеть миротворческая операция ООН.

Судя по комментариям Волкера, прорыва ожидать не стоит. По его словам, Россия продолжает поддерживать идею, «чтобы ООН обеспечила защиту мониторинговой миссии ОБСЕ». А вот по мнению США, Германии, Франции и Украины, должна быть «настоящая миротворческая миссия, чтобы обеспечить безопасность на более широком уровне».

«Надеюсь, мы сможем обсудить именно этот формат миротворческой миссии», – деликатно формулирует американский дипломат. Прекрасно понимая, что идея адекватной и полномасштабной миротворческой миссии не продвинулась за последние месяцы ни на сантиметр вперед. Ни одно сделанное в публичном пространстве высказывание российских должностных лиц не дает основания подозревать, что Кремль изменил свою позицию, и готов согласиться на международный контроль за ситуацией на Донбассе.

Так для чего, собственно говоря, встреча, на которой стороны и не надеются достичь какого-то компромисса?

Ее цель лежит, кажется, не в плоскости решения конфликта, а в сфере сохранения доверия между его западными модераторами.

В свете последних радикальных инициатив действующего президента США, который проявил готовность дискутировать с Владимиром Путиным относительно «референдума» на Донбассе» (хоть через сутки и отказался от этой готовности), Европе важно продемонстрировать, что сепаратные договоренности между Вашингтоном и Москвой не имеют поддержки ни в Берлине, ни в Брюсселе. А ЕС сохраняет свою консолидированную позицию относительно конфликта, который невозможно завершить, пока Донбасс контролируют вооруженные силы России.

Более того, встреча Курта Волкера с Владиславом Сурковым, которая состоится сразу после берлинской встречи «четверки», имеет практически ту же цель. На ней спецпредставитель США, видимо, будет вынужден убедить своего российского собеседника, что никакие авантюрные решения, на которые Владимир Путин пытается спровоцировать Дональда Трампа, не станут окончательными решениями США. Хотя бы потому, что американская система сдерживаний и противовесов слишком хорошо отлажена, чтобы позволить президенту одним росчерком пера пойти против воли политических элит страны.

На консенсус относительно миротворческой миссии ООН между США и ЕС прозрачно намекнул и сам Волкер, в разговоре с журналистами заявив, что при подготовке встречи с Сурковым «поддерживал очень близкие контакты с коллегами из Франции и Германии на прошедшей неделе, как и в целом в течение прошлого года».

Все это, на самом деле, хорошая новость для Украины. Которая наглядно демонстрирует, что попытки Владимира Путина спровоцировать далекого от геополитики президента на необдуманные шаги находят должное противодействие со стороны профессиональных дипломатов.

Зато плохая новость заключается в том, что на данный момент адекватной стратегии завершения войны на Донбассе нет ни у кого.

Ее нет в Вашингтоне – тот же Волкер вполне откровенно заявляет, что идея развертывания миротворческой миссии ООН будет успешной только в случае, если Россия решит закончить конфликт и выведет войска из Донбасса. Чего Кремль и не собирается делать.

Стратегии завершения войны нет в Европе, где, конечно, тоже понимают фактический крах «нормандского формата» – но предложить ему действенную замену не могут.

Что делать с Донбассом, не знают и в Москве, поскольку попытки «развести Трампа на референдум» в частной беседе являются чистой импровизацией и фактическим признанием того факта, что завершить конфликт в пользу России можно завершить только с помощью обмана или чуда.

Как нет, к сожалению, стратегии завершения войны и в Киеве. «Война на истощение» – как в окопах, так и за столами переговоров, простирается куда-то в далекое и неопределенное будущее.



Поділіться цим