Если искать параллели в последних событиях в Верховной Раде и ее окрестностях с чеховской драматургией, то владельцы автомобилей с иностранной регистрацией (по-простому – «евроблях») оказались тем самым знаменитым ружьем, которое непременно выстреливает в последнем акте. Почему обновление Центризбиркома осталось неразрешимой задачей для парламентариев и кто организовал акции протеста в центре Киева, пишет Денис Рафальский для Апострофа.
Акт первый. Все ради МВФ
С самого утра четверга, 14 июля, за окнами парламента шумели активисты-владельцы «евроблях», начавшие акцию за день до этого под стенами Кабмина. Движение на прилегающей к Раде улице Грушевского, заставленной автомобилями на еврономерах, было фактически парализовано. Съехавшись со всей страны, протестующие добиваются выполнения двух требований. Во-первых, от Кабинета министров хотят отмены постановления о праве полиции проверять по таможенной базе срок пребывания «евроблях» в Украине, что угрожает нарушителям штрафом и конфискацией. Во-вторых, от Верховной Рады они ждали принятия закона о доступной растаможке «еврономеров».
Впрочем, в повестке дня работы парламента на четверг данные вопросы стояли не на первом и даже не на втором месте. Их отправили в самый конец списка – даже после наболевшего вопроса о Центризбиркоме. Это лишь свидетельствовало о том, что в парламенте вопросами автомобилей с иностранной регистрацией никто заниматься не собирался.
Одним из ключевых вопросов дня являлся законопроект №7441 «О внесении изменений в закон о судоустройстве и статусе судей в связи с принятием закона о Высшем антикоррупционном суде». Просить за него в Раду приехал лично премьер-министр Владимир Гройсман. Дело в том, что документ является важным фактором сотрудничества с международными партнерами Украины, прежде всего с Международным валютным фондом. Конечно, новый транш кредита зависит не только от этого вопроса, но без поправок к закону о суде над коррупционерами на деньги МВФ рассчитывать точно не стоит.
«Мы должны привести в соответствие законопроект о создании Высшего антикоррупционного суда с предложениями наших международных партнеров… Могу сказать, что сотрудничество с международными финансовыми организациями предотвратит экономический коллапс, который может наступить осенью этого года», – заявил на пленарном заседании лидер фракции «Народного фронта» Максим Бурбак.
Требование Запада сводилось к одной-единственной правке о передаче дел, подследственных Национальному антикоррупционному бюро, в Высший антикоррупционный суд (ВАКС) в случае, если с началом работы ВАКС их не закончили рассматривать в судах первой и апелляционной инстанций. «Если они находятся в первой инстанции, они передаются в первую (ВАКС – ред.), в апелляции – передаются в апелляцию (ВАКС – ред.)», – описал суть правки докладчик Сергей Алексеев из «Блока Петра Порошенко».
Перед самым голосованием в сессионном зале появился Гройсман, который, правда, выступать не стал. Но при этом решил не сидеть в правительственной ложе. Он активно жестикулировал, призывая сессию все-таки поддержать законопроект. В результате за законопроект голосов хватило с лихвой – создание ВАКС поддержали 254 депутата.
Как уже бывало не раз, премьер обеспечил результативное голосование за счет мажоритарщиков в депутатских группах, а также из числа внефракционных депутатов, без которых нужное количество голосов не собралось бы.
«Мне он не звонил с просьбами голосовать, но этого и не нужно. Заметно ли было в телетрансляции, но зайдя в сессионный зал, Гройсман кивнул отдельно каждой группе. Плюс он выполняет обещания по округам – в отличие от своего предшественника Яценюка, который в свое время наобещал и не сдержал слово. За ним Гройсман доделывал», – объяснил изданию логику голосований депутатов-мажоритарщиков один из них. Судя по всему, омытая бюджетными потоками, эта дружба будет только крепнуть…
Акт второй. Цитаты Плюща
Когда сессия вернулась к теме перезагрузки Центральной избирательной комиссии, ситуация в зале стала взрывоопасной. Еще во время утреннего пленарного заседания собеседники в БПП убеждали корреспондента издания: если НФ опять попробует спустить вопрос на тормозах, президентский именной блок откажется голосовать и даже покинет зал. Новое условие для перехода к голосованию: БПП откажется от одной кандидатуры в своей квоте в Центризбиркоме (всего их было шесть), доведя общее количество до необходимых 13, что соответствует числу вакансий. Кандидатом на вылет стала Ольга Лотюк.
Но НФ принципиально не желает голосовать до осени за новый состав ЦИК, и предложение БПП их ожидаемо не впечатлило. В нем быстро нашли изъян: представление президента имеет право менять только он один. Парламент же работает лишь с утвержденным перечнем фамилий. «Фракции уже не имеют никакого отношения к этому представлению. Его вносит и перевносит субъект, определенный законом (президент – ред.)», – убеждал журналистов в кулуарах народный депутат из «Народного фронта» Леонид Емец.
Обсуждение ситуации ясно дало понять: что голосование провалится. Поддержала БПП только фракция «Самопомочи». «Фракция «Самопомочи» голосует за ЦИК, потому ЦИК нужен стране. ЦИК, который есть сегодня, преступен и нелегитимен», – заявил с трибуны лидер фракции Олег Березюк.
Но спикер напомнил, что, согласно регламенту Рады, во время кадрового голосования должны присутствовать и члены ЦИКа, которых нужно сперва уволить, а также кандидаты, которых нужно назначить на их место. Однако в зале оказались лишь два человека, делегируемых в Центризбирком – нардеп от НФ Ирина Ефремова и член фракции «радикалов» Татьяна Юзькова. Все остальные кандидаты на заседание не явились, очевидно, зная о том, что парламентского большинства за данный вопрос нет…
«Уже покойный Иван Степанович Плющ сказал когда-то гениальную фразу: «Не впихайте невпихуєме». Я хочу обратиться к коллегам из БПП. Прислушайтесь к мудрому совету Ивана Степановича», – полушутя-полувсерьез сказал главный «радикал» страны Олег Ляшко.
«Плющ говорил еще одну фразу… Очень любил вспоминать, что меня очень волнует Гондурас, а ты его не чеши. Не чешите Гондурас. Давайте голосовать за ЦИК», – парировала первый вице-спикер Ирина Геращенко, избранная в Раду по спискам БПП.
НФ и другие фракции остались непреклонны. «Я не хочу ходить не на работу, а по судам и давать показания из-за того, что «оппозиционеры» подадут в суд. Мы вернемся к вопросу ЦИКа в сентябре. Время мы не теряем: мы не приняли решения о выборах в ОТО (объединенных территориальных общинах – ред.), до сентября выборов не будет. Что касается плановых выборов президента, кандидатуры будут выдвигаться только в декабре. У нас будет зазор в три месяца, чтобы организовать работу», – прокомментировала народный депутат от НФ Ирина Ефремова.
В президентской силе прекрасно осознавали тщетность своих попыток пропихнуть новый состав Центризбиркома. «БПП должен был сохранить лицо, поэтому мы подняли вопрос Центризбиркома», – объяснял изданию один из депутатов от БПП.
Акт третий: Ловля депутатов
Стоит ли говорить о том, что на пункт о «евробляхах» депутатов уже не хватило. И это привело к абсолютно неожиданным последствиям. Пока заседание ВР плавно подходило к закономерному концу, многие нардепы начали потихоньку покидать здание парламента. Их можно было понять: голосование за обновление состава Центризбиркома, несмотря на давление со стороны БПП, было обречено на неудачу. О том, что под Радой дежурят обозленные владельцы нерастаможенных автомобилей, народные избранники, похоже, успели забыть. Тем временем активисты, обозлившись на такой игнор, заблокировали все выходы из Верховной Рады, включая и соседние здания комитетов. «На работу!», – кричали митингующие пытающимся скрыться нардепам. «Проверяйте машины, там могут быть они!», – кричал один из активистов.
Дело чуть ли не дошло до драки. В частности, слегка досталось депутату от НФ, «козаку» Михаилу Гаврилюку. Под горячую руку чуть было не попал сын президента Алексей Порошенко. Митингующие устроили за ним погоню, когда тот пытался незаметно уйти от них через дворы. Тем не менее, активисты смогли достаточно подробно расспросить его о том, почему нардепы «прокатили» их законопроекты. «Мы зашли в клинч с вопросом ЦИКа. И я бы лично хотел, чтобы прошел и вопрос ЦИКа, и ваши законы», – говорил Алексей Порошенко владельцам «евроблях». После достаточно продолжительного разговора те отпустили молодого политика с миром…
А вот у главы регламентного комитета, «фронтовика» Павла Пинзеника общения с «евробляхерами» не вышло. В СМИ появилась информация о том, что неподалеку от Верховной Рады его автомобиль якобы сбил одного из активистов. В частности, была опубликована фотография, на которой видно, что какой-то мужчина лежит на капоте. Позднее стало известно, что автомобилем управлял водитель, а сам Пинзеник ехал сзади вместе со своими коллегами из НФ Еленой Масориной и Олегом Кришиным. Вокруг машины сразу образовалась толпа.
Сам народный депутат объяснил журналистам ситуацию следующим образом: «Чтобы остановить автомобиль, на его капот бросился один из митингующих. Автомобиль, конечно, остановился и после этого был заблокирован. Некоторое время мы провели заблокированными митингующими под охраной сотрудников полиции. После чего были безопасно выведены с места происшествия», – отметил нардеп, по мнению которого информация о том, что прыгнувший активист пострадал от удара об его автомобиль, не соответствует действительности. «Когда ему надоело лежать на капоте, он собственными руками и ногами с него слез и пошел», – утверждает он.
Кто же стоял за данной акцией? Некоторые нардепы не под запись говорят о том, что к ее организации имеют отношение представители БПП. «Обратите внимание, как спокойно к ним (активистам – ред.) выходила глава налогового комитета Нина Южанина (народный депутат от БПП – ред.)», – сказал изданию один из нардепов, входящий в коалицию. При этом нынешнюю ситуацию списывают на эксцесс исполнителя: дескать, люди и вправду рассчитывали поставить точку в данном вопросе в четверг, а после того, как не вышло, банально сорвались. Тем более что следующее продуктивное заседание ВР произойдет только в начале сентября.
Собеседник издания в АП категорически отрицает причастность команды президента к протестам «евробляхеров»: «Не надо нам этого приписывать… Этой глупостью (протестами – ред.) мы отвлекаем внимание от позитивной истории: во-первых, мы уступаем кандидата (в ЦИК – ред.), во-вторых, Юлия Тимошенко не голосовала за антикоррупционную поправку, в-третьих, Порошенко встретился с Трампом. Какой смысл нам эти информповоды нивелировать (протестами – ред.)?» – отметил он.