четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему обострился миротворческий зуд у Путина и при чем здесь Бендер С подачи Кремля вновь ожил разговор о заведении в ОРДЛО миротворческих контингентов стран, не являющихся членами НАТО

Поездка Ангелы Меркель в Сочи инициировала у российского руководства новый приступ миротворческого зуда, который, как правило, совпадает либо с надеждами на раскол Запада, либо с неудачами на реальных фронтах тех войн, которые ведет Россия, – пишет Максим Михайленко для Деловой столицы. – Легко было предположить, что Путин постарается использовать объективно нарастающие американо-германские противоречия, чтобы вновь завести эту песню.

Политический псориаз

Вновь ожил разговор о заведении в ОРДЛО миротворческих контингентов стран, не являющихся членами НАТО и условно-нейтрально относящихся к сторонам конфликта, – упоминаются, к примеру, Беларусь, Швеция, Бразилия и Аргентина. Причем логичные вопросы, с какой стати, к примеру, в подобную – пока весьма туманную – инициативу может быть допущена Беларусь, принадлежащая к российскому военному блоку ОДКБ и позволяющая резвиться на своей территории ФСБ, или Швеция, являющаяся одним из ключевых приводов европейской интеграции Украины – не задаются.

Разумеется, кремлевские агитбригады радостно разгоняют тезис Волкера о том, что отвоевать ОРДЛО Украина не может, но эти заявления прозвучали на фоне очередного обострения в зоне конфликта (бомбардировок россиянами районов жилой застройки), успехов «ползучего» наступления украинских подразделений и продолжения перевооружения украинской армии американцами. Отсюда – явный когнитивный диссонанс.

Правда, есть один нюанс – так, в западной интерпретации Путин уже не рявкает на формат потенциальной миссии, охватывающей всю территории ОРДЛО, что, если играть по правилам этой специальной олимпиады (в «Маятнике Фуко» Умберто Эко так называли бессмысленные науки, искусства и виды спорта – сегодня с этим комплексом явлений тесно связана Шнобелевская премия) означает как раз уступки Кремля. Но это имеет значение только в том случае, если, повторим – воспринимать разговор о миротворцах всерьез. Ведь, вспомним, что за некое такое предложение в СБ ООН должна проголосовать Россия, а также другие его постоянные страны-члены (по крайней мере, США, Франция, Великобритания и Китай должны удержаться от вето), к которым Германия не принадлежит.

Причем – и это может быть одной из второстепенных причин выбросить тему миротворчества на Донбассе именно сейчас – как раз в эти месяцы здоровая часть международного сообщества проводит сложную операцию по обходу российского права вето по сирийской ситуации. Правда, сама сирийская ситуация быстро меняется – в игру активно вступил Израиль, практикующий буддийское отношение к мнению международных организаций, паразитирующих на арабо-израильском конфликте; собственную линию в регионе проводит и Турция. Поэтому очевидно, что этот миротворческий зуд связан с другими факторами – а именно болезненными проявлениями того политического псориаза, который грызет как саму Россию, так и систему ее отношений с Европой, в первую очередь – Германией.

Головные боли Меркель

Прежде всего, при всем том раздражении, которое вызывает поведение Ангелы Меркель, надо войти в ее положение. Дело в том, что ее четвертый срок мог бы и не случиться в силу недооценки разветвленности в Германии российской агентуры, крупных недоработок силовых органов ее правительства в сфере предотвращения политических диверсий со стороны «друга Владимира» и ликвидации организаций, созданных при участии российских спецслужб с целью дестабилизации германской общественно-политической жизни. К примеру, прямо в Бундестаге сегодня действует филиал партии «Единая Россия» – «Альтернатива для Германии», чьи официальные и неофициальные сообщения полностью транслируют линию Москвы, а один из лидеров, Алиса Вайдель, много лет проработала в Банке Китая. Усилилось и давление германских деловых кругов, скучающих без простоты ведения бизнеса в РФ, когда обычные взятки мгновенно решают вопросы, а за интимные услуги не надо переплачивать профсоюзам.

Кроме того, США оказались готовы к тому чтобы разбить хрустальную мечту Берлина о почти монопольной торговле русским газом в Европе – да и о собственной пенсии Меркель уже небось задумывается, имея перед глазами пример катающегося в масле богача Шредера, безо всяких колебаний продавшего свою душу петербургскому «великану Михелю» из мрачноватых сказок Гауфа.

Впрочем, Шредер, в отличие от Меркель, – не из семьи пастора, а из семьи солдата вермахта, погибшего в Румынии, так что моральных свершений от него никто никогда и не ожидал.

С другой стороны нынешнего парламентского зала в адрес федерального правительства неумолчно вопят левые, требуя немедленного демонтажа корпоративного Евросоюза и (немного утрируя) ввода миротворцев в Сектор Газы, дабы защитить его от «кровожадного» Нетаньяху. Поэтому Меркель сегодня вынуждена проводить очень осторожную политику, лавируя в этих темных водах и находя какие-то точки для компромиссов, а это всегда крайне невыигрышная позиция.

Исторический процесс неудобно зажал ее между Трампом и Путиным, и оба хотят ее поломать, а теперь еще прибавится головная боль в виде Италии, где разнообразные популисты таки смогли сформировать правительство, и будут подмахивать России так, что и Берлускони покраснеет. Логичный выход из этой ситуации – усиление самого ЕС, да вот беда: с одной стороны, он увяз в Брекзите, с другой – Берлину и Парижу придется идти на унизительные уступки Варшаве и Будапешту.

Вот президент Европарламента Антони Таяни недавно вновь заикнулся о вооруженных силах ЕС на фоне опросов, показывающих, что большинство немцев не доверяют Трампу (подтекст опроса, разумеется, все тот же – обеспечение безопасности), обычно такой разговор заходит после невыполнения бюджетных нормативов НАТО. И сразу же в The Guardian вышла статья о том, что Великобритания (все еще член ЕС) не может тратить слишком много на оборону, ведь пострадает социальная сфера. Но, к счастью, Тереза Мэй все меньше обращает внимания на эти всхлипы: 14 мая на верфи в Бэрроу-ин-Фернесс министр обороны Великобритании Гэвин Вильямсон объявил о контракте в £1,5 млрд между правительством и BAE Systems на строительство седьмой субмарины класса Astute и еще £900 млн на программу подводных дредноутов, несущих ракеты Trident.

Потянуло на экзотику

Эта пестрая картина, в нашем контексте, показывает, что согласия нет сегодня ни в чем и ни у кого, и даже миротворцев набрать особенно негде. Конечно, если постараться, то найти можно: из той же Италии сегодня массово уезжает безработная молодежь. Но Путин-то все еще выступает против участия в фантастической миротворческой операции военных стран НАТО. И здесь тупик. Нет, конечно, всегда есть Беларусь – Бацька стремится заработать везде, а оклады миротворцев всегда завидные. Но уже не Казахстан: в РФ теперь выходят целые зубодробительные передачи о предательстве казахов. Может, Путину киргизов позвать? Но они предпочитают колонизацию курильского острова Парамушир на Дальнем Востоке, где с ними не расплатился строительный подрядчик. Армяне – тоже «проехали», эта боль еще долго будет отзываться во внутренних органах кремлевских империалистов.

Отсюда и экзотические разговоры о таких странах, как Бразилия и Аргентина.

Но Бразилии, в которой продолжается президентская чехарда, за решеткой сидит харизматический экс-президент Лула, а скандалы не заканчивается, да и нищета нарастает – как-то сегодня не до миротворчества в далеких землях. БРИКС забыт и похоронен, и сама Россия сегодня предпочитает миниатюрные форматы интеграции: непризнанные государства, все та же Куба, изолируемая Венесуэла, Вануату, иногда Никарагуа и Сальвадор (признавший выборы в Венесуэле).

Что касается Аргентины, то с ней отношения Кремля испортились: Маурисио Макри – правоверный христианский консерватор, понимающий, что проблемы Путина такого свойства, что российскому лидеру не помешал бы профессиональный экзорцист. Во внешней политике Макри стремится установить прочное партнерство с Вашингтоном, а во внутренней – искоренить социальных паразитов, мешающих экономике страны развиваться. Поэтому Макри, как и все приличные люди, решил на футбол в РФ не ехать, в ответ российский МИД сообщил об отмене двух визитов Сергея Лаврова. Так, министр иностранных дел не поедет на саммит глав МИДов «Большой двадцатки» в Аргентину, а также на Кубу. Тем более что самолет Лаврова не приспособлен для перевозки больших партий кокаина, а клан Патрушевых в последнее время так усилился, что попросить тот самый самолет, что засветился в скандале с посольством в Буэнос-Айресе, Лавров застеснялся. На Кубу, видимо, за компанию, да и лишних карманных денег нет.

Поэтому от мечты о том, как в ОРДЛО нагрянут герои латиноамериканских сериалов в своих сомбреро, легкомысленной части персонала оккупационных администраций придется все-таки отказаться. Кроме того, как раз судьба коллаборационистов в случае установления многолетнего миротворческого режима, как в боснийском округе Брчко, станет если не печальной, то непредсказуемой. Именно поэтому как раз руководство оккупационных администраций всячески сопротивляется любым мирным планам, нередко подставляя своих российских хозяев разбойными обстрелами и нападениями.

Все эти бывшие соратники Януковича, которым не хватила ума подождать и мимикрировать, прекрасно понимают, что если их пожалеют украинские силовики, то без зазрения совести вырежут внутривидовые конкуренты из некоторых фракций нашего парламента, или, зачищая следы своего присутствия, это сделают московские боссы. Собственно, они и до сих пор-то нужны лишь для того, чтобы изображать «сторону конфликта».

Путин, выведи войска

Так что переход конфликта в «замороженную стадию» или режим миротворческой операции крайне опасен для местных банд, частично рекрутированных из криминальных элементов из самой РФ (как тот же Мамиев), уже привыкших считать себя местным правящим классом. Поэтому важно осознавать ряд обстоятельств, пока что делающих миротворческую операцию маловероятной.

Во-первых, несмотря на то что Россия и Германия жаждут дипломатических успехов, другие мировые игроки не намерены их таковыми одаривать. Заметим, что тема встречи Трампа и Путина как-то съехала с повестки дня, а американо-германские переговоры на высшем уровне, по сути, провалились. Риторика американцев по отношению к европейским торговым преференциям даже стала более агрессивной.

Дополнительным раздражителем для Белого Дома стала Венесуэла, за чьим режимом маячит Россия. При этом важным союзником Украины становится Великобритания, также обладающая правом вето в Совбезе ООН. Похоже, единственное, что согласны позволить Путину, – это очередное объявление о выводе войск из Сирии – причем в условиях, когда Турция руками своих местных союзников добилась прекращения российских воздушных операций над севером этой страны.

Во-вторых, за редким исключением, сегодня никто не горит желанием формировать беспрецедентный по количеству и масштабу деятельности миротворческий контингент в ОРДЛО, да и Путин еще не доведен до черты заявлений о том, что такому контингенту будет передан контроль за российско-украинской границей. А тогда и говорить особенно не о чем – да ведь и саму историю пока трудно продать обществу, ведь это, как ни крути, отступление с Донбасса, а завернуть ее красиво не получается. Любопытно, что в Сети на данный момент фабрика троллей повара Пригожина руководствуется обновленной инструкцией (правда, ее вновь массово распространяют), состоящей в том, что РФ ничего не должна не вставшим с дивана «украинцам» Донецка.

В-третьих, такая операция будет стоить немало, а бюджет ООН испытывает трудности в связи с американской фрондой – и это при сложнейшей правовой логистике одобрения подобной миротворческой операции.

В-четвертых, коллаборационисты в ОРДЛО не очень доверяют планам амнистии в рамках Минских соглашений. В то же время с российской стороны происходит фортификация границы, иными словами «старший брат» вовсе не готов заключить их в свои объятия, а вот резервные кладбища в Ростовской области уже построены, так что мешать любым таким поползновениям этот «младший брат» продолжит с удвоенной силой.

В-пятых, никакие прожекты миротворческих операций без согласия официального Киева попросту невозможны, а украинское общество уже не раз удерживало правительство от необдуманных шагов навстречу оккупантам и опекаемым ими криминальным элементам – нынешняя ситуация, в которой оккупационные войска теряют боеспособность и все чаще отползают, вполне устраивает Украину.

А если что-то в сложившейся диспозиции не устраивает ту же Германию или еще какую-нибудь западную страну, тайно помышляющую о возвращении с международным изгоем к «бизнесу как обычно», то им можно только посочувствовать. Как объяснял Остап Бендер бывшему попечителю учебного округа Федору Никитичу Хворобьеву – основной причиной его кошмаров являлось само существование советской власти, но в данный момент Бендер ее устранить не мог. Поэтому эффективный путь разрешения этих томлений Германии и других миротворцев – это приложение больших усилий в деле сдерживания России, сломе ее правящей клики и сокращения ее возможностей влиять на внутреннюю политику в Европе и расклады на Ближнем Востоке.



Поділіться цим